Эксклюзив: как российские «оружейные короли» президента Путина подвели Специальное расследование «Нового Региона»
Россия поставляет иностранным заказчикам бракованные детали для ранее проданных боевых самолетов. Доказательства этого содержатся в документах «ДСП», которые попали в распоряжение «Нового Региона». Большинство деталей для проданных в Индию и Малайзию МиГов и Су – контрафактные или бывшие ранее в употреблении. Российская сторона иностранными заказчиками об этом уже уведомлена, но пока упорно молчит. А вот проведенные Генпрокуратурой и СК РФ проверки никаких нарушений и браков не показали. И, тем не менее, Россия лишается выгодных контрактов, теряет долю на рынке оружейного экспорта и статус сильной оружейной державы. Подробности – в материале «Нового Региона».
Путин и оружие
Россия любит выглядеть сильной страной в глазах иностранных государств. И лучше всего крепость мускул удается демонстрировать с помощью оружия. Что регулярно и делают политики, тиражируя миф о мощи русского оружия внутри страны и за рубежом. Автоматы «Калашникова», самолеты марки «Су» – для России это бренды, сродни джинсам Levi's или часам Breguet. Оружие для России – это как нефть и газ. Если страну лишить этого вида дорогостоящего экспорта, то национальный бюджет начнет усыхать до критических размеров, отмечает корреспондент «Нового Региона». Однако про торговлю оружием не принято говорить открыто, как про газ или нефть – это инструмент кулуарной дипломатии.
К примеру, после избрания на третий президентский срок именно торговля оружием стала одной из главных тем визита в Индию президента Владимира Путина. Что объяснимо: еще с советских времен официальный Дели покупает до 60% российского сухопутного, морского и авиационного оружия. Но в последние годы прочная связь стала разрушаться. Больше в Дели недовольны Москвой, как партнером, и стали делать ставку на импортное оружие. Соответственно, российские производители стали проигрывать индийские конкурсы. Проблема не столько в ценах, сколько в низком качестве и плохом сервисном обслуживании уже проданной боевой техники. Мало того, что российское оружие начинает уступать зарубежным аналогам, продав иностранцам, его не могут потом поддерживать на должном уровне эксплуатации. Это вызывает закономерный гнев покупателей, который Россия не замечает. Просто потом отправляет к покупателю Путина, как это было в случае с Индией. И уже он договаривается с руководством Индии о продаже истребителей Су-30МКИ и авиадвигателей на сумму 8 млрд долларов.
Сферу оружейной торговли сам Путин сильно уважает и придает ей большое значение. В конце декабря прошлого года на заседании Комиссии по военно-техническому сотрудничеству он объявил, что российский экспорт оружия достиг рекордного уровня. Выручка составила более чем 14 миллиардов долларов. «План на текущий год уже перевыполнен», – заявил Путин. – В текущем году мы выходим на рекордный уровень по экспортным поставкам военной продукции».
При этом президент указал на важность работы по восстановлению позиций России на рынке услуг по модернизации и ремонту военной техники, отмечает корреспондент «Нового Региона». «Нужно выходить на новые рынки, расширять номенклатуру поставок и сервисных услуг. Конкурентная борьба в этом сегменте очень серьезная», – указал Путин.
«Прощай, оружие!»
Но отечественные «оружейные короли», похоже, не слышат голос президента. В погоне за прибылью, они часто забывают про национальный авторитет и бюджет, и «впаривают» иностранцам оружие и комплектующие низкого качества. В распоряжение «Нового Региона» попала чрезвычайно обширная переписка между сотрудниками предприятий ОПК, депутатов Госдумы – членов профильных комитетов, следователей Генпрокуратуры, а также сотрудников Следственного комитета РФ. Среди прочего есть письма чиновников Минпромторга РФ, комитета по военно-техническому сотрудничеству, Федерального агентства воздушного транспорта и прочих ведомств. В переписке (с изложением фактов конкретными лицами-заявителями, – прим. «НР») сообщается о систематических поставках ОАО «ЛазерСервис» контрафактных и бывших в употреблении запчастей для авиационной техники, ранее проданной Россией в Республику Индия. Вместе с тем среди многочисленных запросов и ответов следователей и чиновников (о проведенных проверках и не выявленных нарушениях) есть фактически секретные документы: так называемая форма №2 «Перечень полученных за 2012 год рекламаций иностранных заказчиков в отношении количества и качества поставленного имущества по линии УППО». УППО – это Управление послепродажного обслуживания Рособронэкспорта, руководит которым Игорь Мизин. Если верить этим документам (также имеются в распоряжении «Нового Региона»), то иностранцы бракуют до 50% комплектующих, которые Россия поставляет для проданного ранее оружия. К примеру, в этих рекламациях более 50% нареканий касается оборудования и комплектующих, поставляемых компанией ОАО «ЛазерСервис». Также в этом перечне представлены рекламации в адрес данной компании со стороны других наших зарубежных партнеров.
Кроме документов имеются свидетельства того, что из-за необоснованного протекционизма ОАО «ЛазерСервис» продолжает оснащать летательные аппараты своими комплектующими, в результате чего наносится ущерб бизнесу поставок российского вооружения за рубеж. По данным «Нового Региона», совсем недавно в комитет ГД РФ по безопасности и противодействию коррупции поступила просьба инициировать проверку иностранных рекламаций в адрес ОАО «ЛазерСервис». В заявлении указывается, что претензии зарубежных покупателей вооружения носят массовый характер. Заявитель указывает, что проверки «ЛазерСервиса» позволят выяснить причины поставки некачественного оборудования и комплектующих иностранным заказчикам вооружения. А главное: вычислить конечного поставщика-производителя комплектующих некачественных приборов. При этом участники рынка экспорта вооружения полагают, что авиаприборы «ЛазерСервиса» имеют «сомнительный источник происхождения и снабжены фиктивными сертификатами и сопроводительными документами».
Что такое «ЛазерСервис»?
Что это за компания, и кто за ней стоит, если она спокойно наносит репутационный ущерб России, и заставляет усомниться в заявлениях Владимира Путина даже иностранцев? Как удалось выяснить «Новому Региону», руководитель «ЛазерСервиса» – Сергей Леонидович Булгаков – выпускник Высшей школы КГБ СССР им. Ф.Э. Дзержинского. В «ЛазерСевисе» Булгаков числится членом Совета директоров и начальником управления регионального развития. При этом с 1990 по 1992 годы Сергей Леонидович Булгаков работал в Германии по линии СВР. Т.е. его биография очень схожа с профессиональным путем разведчика Владимира Путина (тоже работавшего в Германии, – прим. «НР») – возможно, они даже пересекались по службе. И может быть, даже близость к Путину и позволяет «ЛазерСервису» «гнать» за рубеж некачественные оружейные детали, забывая про слова президента о высокой конкуренции на этом рынке?
В лучших традициях российского бизнеса экс-разведчик Булгаков руководит еще тремя фирмами: «ФинИнвестСервис», «Авиационная Сервисная Компания» и ООО «БСЛ». Но это что касается собственно «оборонки». Потому что числится за Сергеем Булгаковым еще и «непрофильная» деятельность. Например, в гаражном кооперативе «Марьинский Парк-1» или на правах товарищества с ограниченной ответственностью в Промышленно-коммерческом предприятии «Джемини ЛТД» и производственном кооперативе «Мобил Парк Электророс».
Вдобавок к этому Сергей Булгаков является директором и основателем ОАО «Авиационная Сервисная Компания» с объемом уставного капитала в 1000000 рублей. Это общество зарегистрировано по тому же адресу, что и ОАО «ЛазерСервис». Есть мнение, что это сделано специально для осуществления теневых финансовых схем. К тому же сразу после регистрации «Авиационную Сервисную Компанию» «перекинули» на баланс «ЛазерСервиса». Добавим, что совладельцами самого «ЛазерСервиса» в общей сложности являются десять граждан РФ (на их долю приходится 98,6% УК,– прим. «НР») и два гражданина Украины (владеют 1,4% УК).
Кто подрывает авторитет?
Даже при поверхностном изучении «Перечня полученных за 2012 год рекламаций иностранных заказчиков в отношении количества и качества поставленного имущества по линии УППО» становится ясно – за границу Россия «гонит» самый настоящий оружейный брак. После этого не стоит удивляться, из-за чего в 2006 году сорвался контракт на поставку Россией Алжиру 34-х самолетов МиГ-29СМТ. Речь тогда шла о продаже 28 боевых самолетов МиГ-29СМТ и шести учебно-боевых МиГ-29УБ, а также комплектующих к ним на общую сумму $1,286 млрд. Но контракт не состоялся и стал одним из самых крупных позоров для России за всю историю оружейного импорта. Уже получив 15 МиГов, весной 2007 года Алжир прекратил их приемку, заявив, что в самолетах есть детали низкого качества и бывшие в употреблении. А уже в начале 2008 года Алжир вернул все 15 МиГов. России пришлось вернуть Алжиру деньги, а самолеты с бракованными деталями отправили в Россию, где благополучно и почти даже торжественно (!) приняли на вооружение отечественных ВВС.
Как следует из рекламаций, в прошлом году с подачи «ЛазерСевиса» Индия и Малайзия получили «вычислители ВДА 200 ПМ», «высотомеры барометрические» и другие узлы для самолетов марок Су и МиГ и других типов боевых машин, к которым были предъявлены претензии по качеству. В списке в общей сложности 86 позиций – и со всеми были разного рода проблемы. При этом согласно официальной статистике, в Индии ежегодно происходят крушения российских боевых самолетов. Так, 24 июля 2010 года во время планового тренировочного полета разбился МиГ-27. Самолет пробыл в воздухе несколько минут, после чего упал в 25 километрах от базы. Из-за множества аварий и катастроф с участием МиГов разных годов и серий в апреле 2011 года Россия проиграла индийский тендер на поставку 126 истребителей для ВВС Индии.
Если верить попавшим в СМИ благодаря информационной утечке рекламациям, то экспортируя за рубеж оружейный брак, «ЛазерСервис» подрывает авторитет российского государства на рынке военно-технического сотрудничества. Разные источники свидетельствуют, что поставляемое «ЛазерСервисом» имущество часто попадает под рекламационные акты. Это может говорить о том, что данные изделия в своей массе являются контрафактными. Как полагают эксперты, «ЛазерСервис» может закупать части поставляемых изделий по заниженной стоимости, используя неофициальные источники производства.
Согласно конфиденциальной информации, «ЛазерСервис» активно участвовал в оснащении российских боевых самолетов оборудованием, которое было забраковано и возвращено со скандалом российской стороне. Так было в случае с ливийским контрактом на поставку более 30-ти МиГ-29. Тем не менее, фирма ни разу (!) не фигурировала в числе виновников в срыве зарубежных контрактов. В случае с алжирскими МиГами «ЛазерСервис» имел договорные отношения с Калязинским машиностроительным заводом, а тот в свою очередь с Корпорацией «Фазотрон – НИИР». Однако официально претензии были предъявлены руководству «Фазотрона», тогда как «ЛазерСервис» и Сергей Булгаков остались в тени. Возможно, что обнародование рекламаций в адрес УППО, обращение в комитет ГД по безопасности и противодействию коррупции и письма о деятельности «ЛазерСервиса» позволят исправить это упущение.
«Новый Регион» будет следить за развитием событий.
Москва, Александр Никифоров
© 2013, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».