Россия: почти 20 лет семейного беззакония Женщины и дети беззащитны перед домашним насилием
России необходим закон, который бы позволял защитить женщин и детей от насилия – в настоящее время правоохранительные органы в подавляющем большинстве случаев отказываются вмешиваться в некриминальные семейные конфликты. Об этом, как передает корреспондент РИА «Новый Регион», было заявлено на заседании «круглого стола» в «Парламентской газете», в котором приняли участие видные общественные деятели и депутаты.
Согласно официальной статистике, в многомиллионной Московской области за 2012 год зарегистрировано 365 побоев, 513 случаев домашнего насилия, из которых 78 по отношению к членам семьи. Эти данные предоставила после официального запроса в ГУВД депутат Мосгордумы Ирина Великанова.
Немногочисленность подобного рода случаев в официальной сводке объясняется человеческим фактором, а именно тем, что женщины подвергшиеся насилию вроде как сами забирают заявления на обидчика из полиции. В то же время, как считает глава московского центра социально-правовой и психологической поддержки женщин «Надежда» Надежда Паздникова, главная проблема состоит в том, что правоохранительные органы в буквальном смысле отказываются вмешиваться в семейные конфликты.
Ситуации естественно уникальны в той или иной степени, но обладают одной общей чертой. Если, например, сожитель, заметьте не муж, выгоняет женщину с детьми с её собственной жилплощади, правоохранительные органы даже не принимают её заявление. Женщины и правозащитные центры вынуждены разрешать такие конфликты в зале суда. Исходя из практики, судебное разбирательство длится от года и выше, а судебное решение приставы имеют право претворять в жизнь в течение трех лет. Восстанавливают законные права в случаях такого рода не по выхолощенной схеме, а как сложится.
В России профилактикой семейного насилия занимаются 23 центра социально-правовой и психологической поддержки женщин. Один из них – «Надежда» кроме помощи непосредственно жертвам насилия проводит занятия для семей с детьми от 0 до 3 лет, где родители получают консультации, как следует обращаться с ребенком в столь раннем возрасте. По убеждению Паздниковой, это именно в этот промежуток времени зарождается неблагоприятная среда для межличностных отношений в семье ведущая к последующему насилию.
Глава кризисного центра помощи жертвам сексуального насилия «Сестры» Мария Мухова отмечает, что процент семейного насилия, с которым сталкивается непосредственно этот центр крайне высок, при чем речь идет не только о женщинах, но и о детях. В большинстве случаев несовершеннолетние подвергаются сексуальному насилию от людей, которых можно отнести к семье. «У нас маньяки насилуют детей и убивают гораздо реже, чем это делают соседи, сожитель матери, двоюродный брат… Сексуальное насилие в отношении партнеров у нас вообще не рассматривается как преступление», – отметила она.
Центр «Сестры» в числе проводит инструктаж по работе с жертвами в случаях сексуального насилия как с полицией, так и со СМИ. Однако в силу отсутствия предусмотренных законом полномочий предлагаемые ими модели работы правоохранительные органы игнорируют.
В данной ситуации, важно понимать, что речь идет о семейных отношениях, и посадить члена семьи по такой серьезной статье – сложный шаг с точки зрения морали. Мухова полагает, что важно не искать новые меры наказания, а попытаться найти способ тем или иным образом помочь семье до того как совершено преступление.
По мнению участников дискуссии, в настоящее время существует острая необходимость создания государственных организаций как по профилактике насилия, так и по реабилитации пострадавших. «Проблема на самом деле не в деньгах, чтобы создать кризисный центр для жертв насилия… помещение можно найти, деньги не такие большие – дети и женщины столько не едят. Если ничего не пилить и не откатывать, то суммы очень скромные», – координатор благотворительного фонда «Мурляндия» Герман Пятов.
В ходе дискуссии было озвучено несколько необходимых к принятию решений. Всю обязанность по привлечению к уголовной ответственности за совершенное насилие следует возлагать на прокуратуру, а не на жертву непосредственно. Кроме того, даже без создания отдельного органа для работы по этой проблеме необходимо наладить межведомственную координацию и четко определить, какое ведомство обладает полными полномочиями, чтобы решать вопросы в этой сфере.
В то же время как было отмечено на круглом столе, для создания законопроекта о «семейном насилии» необходимо сначала выявить понятие «семья», которое в российском законодательстве вообще не содержится, встретить его можно лишь в юридической литературе, сообщила депутат Ирина Великанова.
По мнению участников дискуссии, необходимо также учитывать, что Россия многонациональная страна и в национальных регионах есть своих особенности. Как было сказано на заседании, например, на Северном Кавказе по-прежнему существует такое понятие как «убийство чести», когда отец может расчленить и похоронить собственную дочь, если сомневается в ее верности мужу. В Грозном женщину могут не пустить в публичное место, если на ней нет хиджаба, и при этом её могут облить краской, несмотря на то, что власти говорят, что таких случаев нет.
Представитель Совета по развитию общественного контроля при комитете Государственной думы по общественным объединениям и религиозным организациям, писатель Мария Арбатова убеждена, что от мужчин законодателей «бесполезно требовать» принятия такого закона, потому что «если не сам он дома прикладывает жену, то друг у него такой есть».
Для вступления России во Всемирную торговую организацию понадобилось 20 лет. По оценке многих экспертов, польза от членства нашей страны в ВТО весьма сомнительна. В то же время для очевидно благого решения проблемы насилия в семье уже потребовалось 18 лет, и это, похоже, не предел…
Москва, Инна Санина
© 2013, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».