AMP18+

Москва

/

Научное сообщество: «Пономарев не Нобелевский лауреат. За что такие деньги?»

Скандал вокруг фонда «Сколково» и депутата Ильи Пономарева разгорается с новой силой: научная деятельность «эссера» возмутила российских ученых. Об этом в сегодняшнем номере «Московского комсомольца» написал главный научный сотрудник Института экономики РАН, доктор экономических наук и профессор Никита Кричевский. По мнению ученого, текст, подготовленный Пономаревым, почти полностью повторяет уже существующие работы.

Он обращает внимание, что как-то затерялось за баснословными суммами то обстоятельство, что Пономарев просто присвоил себе чужое авторство, получив за это деньги. Как это называется с этической точки зрения – всем известно, а вот как это будет называться с точки зрения уголовно-процессуальной решит Следственный комитет.

Напомним, речь идет о научно-исследовательской работе «Ярославский план 10-15-20: 10 лет пути, 15 шагов и 20 предостережений. Дорожная карта строительства инновационной экономики». За этот текст, а также за прочтение 10 лекций Илья Пономарев получил от фонда «Сколково» 750 тысяч долларов. Во всяком случае, именно эта сумма указана в отчетах фонда – 450 тысяч в американской валюте за текст, и по 30 тысяч долларов за каждую из 10 прочитанных лекций. Следственный комитет уже возбудил уголовное дело в отношении старшего вице-президента «Сколково» Алексея Бельтюкова. Его подозревают в растрате бюджетных денег в особо крупном размере. По версии следствия, именно он передал деньги депутату Пономареву. Бельтюков, при этом не отрицает факт передачи денег, но считает, что все было сделано по закону. Вот только следователи к подобным объяснениям относятся скептически – столь высокие гонорары не платят даже ученым с мировым именем.

Сам Пономарев уверен – о завышенном гонораре речи не идет. «Если сравнить деньги, которые заплачены по этому контракту с суммой, которую взяли бы в McKinsey & Company на разработку аналогичных бумаг, то я думаю, что сделал эту работу раз в 10 ниже рыночной цены, –-заявил он в недавнем интервью тому же «МК».

Вот только научное сообщество не меньше следователей удивлено озвученными суммами. «Такие гонорары представляются для научного сообщества весьма большими. Дело в том, что в принципе научный труд оценить очень сложно, у него нет рыночной цены. Но все-таки существуют средние порядки цен, и такие гонорары, безусловно, заоблачны, – говорит Николай Миронов, генеральный директор Института приоритетных региональных проектов. – Когда мы приглашаем преподавателей, то у нас устоявшаяся цена для кандидатов наук, экспертов, от трех до шести-семи тысяч рублей за академический час. Можно себе представить другие цифры, за квалификацию, если это доктор наук, обладающий уникальной информацией, которая совершенно необходима, я знаю, что цифры доходят до тысячи – двух тысяч долларов в час».

«Это Нобелевские лауреаты могут получать 10 тысяч долларов за лекцию или свое присутствие на том или ином мероприятии, –– рассуждает старший научный сотрудник Государственного астрономического института им. Штернберга Сергей Попов. – Вот только Пономарев – не Нобелевский лауреат и не ученый. Он представлял «Сколково». А значит тут надо разбираться».

Более того – Пономарева уже успели уличить в плагиате. По мнению профессора Никиты Кричевского, научная ценность опубликованного «эссером» доклада весьма сомнительна.

«Насколько мне известно, «Ярославский план 10-15-20» был подготовлен не столько г-ном Пономаревым, а Нью-Йоркской академией наук к 20 августа 2010 г. и представлен на Мировом политическом форуме в Ярославле 8-9 сентября того же года. Ознакомиться с докладом можно на сайте МГИМО. Полагаю, что негоже присваивать себе авторство чужого труда, к тому же уже, вероятно, кем-то оплаченного» – замечает ученый.

Много вопросов есть и к лекциям депутата. Ни их расшифровки, ни записи найти не представляется возможным. Как объяснил в интервью «Московскому Комсомольцу» сам Пономарев, он «ездил по России и другим странам мира, рассказывал, что происходит в России с точки зрения построения инновационной экосистемы, рассказывал про опыт, который у нас накопился».

При этом, по словам «эссера», в финансовой отчетности была сделана намеренная ошибка: там говорилось о 10 лекциях, хотя в действительности их было гораздо больше. Он читал лекции не только студентам, но и в закрытых аудиториях. «Американские финансисты, например, не хотели, чтобы об их участии в семинарах было известно широкой публике, поэтому очень много мероприятий носило закрытый характер, и чтобы потом не мучиться с проверяющими органами мы вставляли в отчетность только массовые открытые лекции. В отчетности мы указали 10, в реальности – намного больше» – признался депутат.

Меж тем, по мнению директора Центра политической информации Алексея Мухина, здесь «могла иметь место банальная «откатная схема», закамуфлированная или под расточительство, вообще свойственное распорядителям государственного бюджета, или под инновационный проект, требующий расходов особого порядка». В своей статье, которая в минувший понедельник вышла на страницах «Независимой газеты», Мухин подчеркнул, что скандал с Пономаревым бросает тень не только на самого депутата, но и на проект «Сколково»: «Если менеджмент фонда «Сколково» так высоко оценил знания и опыт Ильи Пономарева, – то к уровню компетентности этого менеджмента также должны возникнуть вопросы… Распыление выделенных госсредств таким образом точно не приведет к росткам инновационности в отраслях российской экономики, зато может привести к повышению уровня благосостояния «приближенных» к проекту деятелей. Что уже, простите, – коррупция в самом чистом виде. Никому не надо напоминать, что идейным отцом сколковского проекта является премьер Медведев, который видит в нем некий модельный прототип коммерциализации инноваторства в масштабах всей страны… К сожалению, пока выясняется, что финансируемый государством проект «Сколково» оказался «сырым», он приносит больше забот и беспокойства, чем иные, более «прозрачные» госпроекты», – уверен Мухин.

Любопытно, что это уже не первый скандал вокруг «Сколково». О чем и говорится в вышеупомянутой статье Никиты Кричевского. «В частности, следствие проверяет полученную из ФСБ России оперативную информацию о допущенных фондом «Сколково» фактах нецелевого расходования 3 миллиардов 500 миллионов рублей, выделенных на развитие наукограда, которые были размещены на депозитах «Меткомбанка», аффилированного президенту фонда «Сколково» Виктору Вексельбергу. То есть субсидии, выделенные фонду из федерального бюджета на создание центра «Сколково», на длительное время оседали на депозитах в кредитной организации», сообщало РИА «Новости». Тогда же достоянием общественности стал факт перечисления фондом в 2010-2011 гг. 401 млн рублей в виде гранта Сколковскому институту науки и технологий (Сколтех). По версии проверяющих, Сколтех вообще не должен был получать бюджетные средства из фонда, так как в реестре участников инновационного проекта не значился», – напоминает автор.

Москва, Екатерина Попова

© 2013, «Новый Регион – Москва»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках / Метки

Москва, Центр России, Общество, Политика, Россия, Скандалы и происшествия, Финансы, Экономика, Пономарев Илья,