Эксперты: Новый закон о рекламе создаст здоровую конкуренцию
Завтра, 26 апреля, в Госдуме пройдет второе чтение законопроект «О рекламе». В оригинальном варианте документа, который был принят в первом чтении, предлагается увеличить максимальный срок аренды рекламных конструкций до 15 лет (как в Европе), также упрощается схема демонтажа незаконно установленных билбордов, растяжек и пр.
В том числе согласно законопроекту депутата Виктора Звагельского, планируется запретить, набившую оскомину простым людям и уродующую город, графическую рекламу на тротуарах, фасадах зданий и остановках общественного транспорта.
Эксперты в целом оценивают позитивно инициативу депутата. Как пишет портал Outdoor.ru, руководитель департамента СМИ и рекламы Москвы Владимир Черников считает, что более длительный, чем на пять лет, контракт сделает столичный рынок наружной рекламы инвестиционно привлекательным.
Этой точки зрения придерживается и Евгений Фёдоров, депутат Госдумы, член комитета по бюджету и налогам. Положительную сторону этого вопроса он видит в том, что можно будет формировать более долгосрочные, дорогие, современные рекламные конструкции, в том числе с видеопанелями.
Впрочем, у законопроекта есть и противники. Некоторым представителям малого бизнеса кажется, что надежнее будет закрепить за ними определенную часть рынка. Сегодня представители нескольких компаний объявили, что готовят повторные письменные обращения к мэру Сергею Собянину с призывом защитить «интересы малого бизнеса», и даже планировали попросить помощи у президента РФ в ходе «прямой линии». Тем временем, по словам экспертов, законодательное закрепление преференций для определенных категорий операторов негативно отразится на конкурентной ситуации в отрасли. Кроме того, такое квотирование может создать значительное поле для коррупции и деятельности недобросовестных игроков.
По мнению члена Общественной палаты РФ, гендиректора ООО «Управляющая компания «Медиа-центр» Валерия Шагиева, именно малый бизнес выигрывает от увеличения срока контрактов. «Увеличение сроков действия договоров с рекламными компаниями позволит, на мой взгляд, сделать рекламный рынок менее агрессивным. В первую очередь, от этого выиграют региональные игроки», – уверен он. Мелкие участники рынка при нынешних сроках действия контрактов даже не успевают «отбить» вложенные средства, поясняет эксперт.
Любопытно, что в Госдуме интересы малого бизнеса были представлены достаточно странным образом. На заседании в Комитете по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству внезапно «всплыли» многочисленные поправки, выгодные только определенным игрокам. Так, например, это ограничение долей иностранного капитала. Непонятно, почему иностранцы не могут вкладываться в рекламный рынок, вроде это не стратегический объект? Объяснение лежит вовсе не в плоскости защиты интересов государства. Просто это отличная возможность ввести исключительно искусственные ограничения конкуренции с целью защиты неконкурентоспособных предприятий.
Второй пункт, который появился буквально из ниоткуда на заседании у Руденского, касался схем размещения рекламных конструкций и вносимых в них изменений. Подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта РФ. Эксперты отмечают, что это достаточно странное пожелание. Если отправлять все местные вопросы на согласование «наверх», проблемы будут решаться годами, а полезные предложения так и останутся «на рассмотрении». И – главное – не понятно, как могло случиться так, что комитет ГД, возглавляемый уважаемым и компетентным специалистом – Игорем Руденским, кулуарно внес такой пункт в законопроект? Какой метод убеждения подействовал? Что это за странная защита интересов малого бизнеса? Ответы на этот вопрос вряд ли удастся получить.
Показательно то, что спустя несколько дней на совещании у первого заместителя главы администрации президента Вячеслава Володина эта поправка была отклонена.
Отраслевые эксперты отмечают, что все претензии противников Виктора Звагельского при детальном рассмотрении несостоятельны. На лицо защита сиюминутных интересов нескольких фирм, которые привыкли снимать сливки с бизнеса за год-два. Ведь для того, чтобы окупилась уродливая незаконная деревянная конструкция много времени не нужно. Куда сложнее ставить современные, надёжные рекламные щиты и облагораживать тем самым город при помощи новых решений. Здесь уже нужно серьёзно потратиться, а окупаемость таких проектов в районе 10 лет. Конечно, тут не помогут липовые разрешения, а любые потери за нарушение закона не перебьёт прибыль.
Москва, Анастасия Смирнова
© 2013, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».