Москву на один день вернули в атмосферу начала 1990-х
Современная Москва, уже давно вошедшая в число высокотехнологичных мировых мегаполисов, на один день вернулась в 1990-е годы. О периоде конца СССР и начала новой России напомнила огромная очередь, выстроившаяся 19 мая в «Макдональдс» на Пушкинской площади.
Как оказалось, это инициатива известного рэпера Батишты, который решил воссоздать атмосферу недавнего прошлого – начала 90-х, когда толпа жаждущих американского фастфуда москвичей даже удостоилась отдельной записи в Книге рекордов Гиннеса, передает портал infox.ru.
«Нужно ценить то, что у тебя есть», – заявил музыкант, сопоставив прошлое и настоящее.
«Я говорю о таких вещах, которые поколению 90-х показались бы невообразимыми. Сейчас, например, зайти в «Макдоналдс» не составляет труда. А когда-то я ведь и сам стоял минут 40 в очереди за гамбургером. Я вообще считаю, что очередь – это знаковое явление для 90-х, – рассказывает Батишта, – И если в наше время Макдоналдс – это фастфуд, то раньше люди ходили туда как в ресторан. В моем клипе есть все: и малиновые пиджаки, и видеомагнитофоны, и большие мобильные телефоны, и очки, которые меня переносят в это прошлое. Например, если я вижу модных танцоров на улицах города, то, надевая очки, перед моими глазами предстают популярные в 90-х брейкдансеры. Среди прохожих, пожелавших постоять в очереди, кстати, были ребята 95-го года рождения, и для них стало открытием то, что когда-то жвачка была на вес золота. В клипе мне хотелось показать, как изменилась наша жизнь за эти 23 года».
И действительно, легкость и удобство современной жизни сегодня воспринимаются как что-то само собой разумеющееся. Мобильные телефоны, смартфоны, ноутбуки есть практически у каждого, стильная одежда и легкодоступная вкусная еда не вызывают ни у кого завистливых взглядов. А ведь всего 20 лет назад, в начале 90-х, все было совсем по-другому.
Взять, например, те самые очереди. Не только в «Макдональдс», но и в любой другой ресторан просто так зайти с улицы было невозможно. Либо толпись перед дверью вместе с другими желающими пообедать, либо сунь незаметно швейцару купюру, сопоставимую со стоимостью самого обеда. Зато и ждать не придется, пропустят и накормят сразу.
Желаешь цветной телевизор? В магазине или по месту работы можно встать за ним в очередь, и всего через полгода-год превратиться в счастливого телезрителя. С предметами покрупнее, вроде мебельной стенки или автомобиля, вопрос решался дольше. Да и стоили они немало, так что как раз успеешь накопить – ведь с кредитами тогда тоже все было непросто.
Но телевизоры и машины все-таки покупали не каждый день и даже не каждый год. А вот, например, одежда. Хотя по улицам ходили представительные господа в бордовых пиджаках и фирменных спортивных костюмах, в магазинах ничего подобного не продавалось. Нужны модные вещи – иди к спекулянтам-фарцовщикам. Точнее – ищи на них выход, потому что частная торговля в те времена была уголовным преступлением, за которое сажали часто и помногу, и просто так купить-продать что-то с рук было довольно рискованно.
Даже обычная жвачка редко встречалась на прилавках магазинов. Если отечественные «Апельсиновый аромат» или даже «Калев» из Эстонской ССР в продаже время от времени появлялись, то вот «Орбита» со «Стиморолом» не было ни при каких условиях, отчего они ценились у молодежи буквально на вес золота.
Не лучше обстояло и с прессой. Выходящие миллионными тиражами журналы «Коммунист» или «Проблемы мира и социализма» мало кого интересовали, а действительно интересные литературные или научно-популярные издания можно было получить только в библиотеке. Да и то, скорее, не на дом, а лишь в читальном зале. Об иностранной периодике и говорить не приходится – появление за пару лет до «Макдональдса» немецкого журнала «Бурда» вызвало среди советских граждан женского пола эффект разорвавшейся бомбы. За свежими номерами устраивали настоящую охоту, а выкройки модных блузок копировали на чертежную кальку.
Горячий интерес ко всему иностранному объяснялся просто. За границу 20 с небольшим лет назад попасть было практически невозможно. Организованные тургруппы в Болгарию или Румынию плотно опекались экскурсоводами многие из которых имели погоны всемогущего КГБ, шаг в строну означал немедленное закрытие визы и запрет на дальнейшие поездки. Мысли о том, что можно съездить за рубеж в частном порядке – на каникулы или просто полежать на пляже – просто не могли прийти в голову. Так что узнавать о том, как живут за «железным занавесом», приходилось в том самом американском ресторане.
«Я помню, когда открылся первый «Макдональдс», какие стояли очереди. И сам в них стоял, чтобы попробовать. Не могу сказать, дорого это было или дёшево. Это было захватывающе интересно. Даже не могу сказать – вкусно ли это было. Привлекало то, что это было в новинку. Да и действительно качественное обслуживание тоже откладывало свой отпечаток, – вспоминает руководитель фракции «Единая Россия» в Московской городской думе Андрей Метельский. – То, что сейчас никого не удивить фастфудом, мобильными телефонами, интернетом на улицах города, миниатюрными компьютерами – ничего в этом странного нет. Очень хорошо, что сейчас Россия не отстаёт от мировых держав в этом плане».
Остается только сказать спасибо реперу Батиште (которого 20 лет назад цензоры не выпустили бы на сцену – ведь у него в репертуаре совсем нет песен о Ленине и комсомоле) за возможность вспомнить реалии недалекого прошлого, не отретушированные ностальгическим флером. Да, за эти годы страна, как было принято говорить раньше, сделала большой шаг вперед. И вряд ли даже те, кто временами с тоской вспоминает о «славном прошлом», согласятся вернуться туда – к очередям, дефициту и тотальному контролю «органов». Тут, у нас, знаете ли, лучше.
Москва, Анастасия Смирнова
© 2013, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».