«Оборонсервис» растащат по частям «Дело Сердюкова» может оказаться прикрытием для передела собственности
Москва, Май 27 (Новый Регион, Анастасия Смирнова) – Скандальное дело о коррупции в Министерстве обороны может оказаться прикрытием для передела собственности. Как передает корреспондент РИА «Новый Регион», «Оборонсервис», ставший предметом крупномасштабной информационно-коррупционной кампании, раздадут по частям в частные руки.
Пожалуй, вряд ли найдётся в современной России более-менее образованный человек, способный поспорить с очевидным утверждением: политика – это в первую очередь борьба кланов и групп влияния, а всё остальное – вторично. Любым информационным сообщениям об очередной громкой отставке или неожиданном назначении, как правило, предшествует совершенно незаметный для обывателя этап кулуарных игр и подковёрной борьбы. Это, собственно, и есть одна из причин, по которой общество с большим скепсисом относится к сенсационным «сеансам магии с разоблачениями». Куда интереснее посмотреть на последствия громкого скандала потом, спустя некоторое время, когда информационные волны уже улеглись. По прошествии определённого срока всегда становятся заметны некоторые детали, способные дать ответ на традиционный вопрос римского права «Cui prodest?» – «Кому выгодно?».
Безвозмездно, то есть даром
Сегодня, спустя семь с лишним месяцев после отставки экс-министра обороны РФ Анатолия Сердюкова, совершенно чётко прослеживается одна неоспоримая тенденция. Холдинг «Оборонсервис», который называют «детищем Сердюкова», в самое ближайшее время лишится монопольного положения на рынке аутсорсинговых услуг для войск. Три его подразделения – «Авиаремонт», «Ремвооружение» и «Спецремонт» – пока ещё входящие в состав ОАО «Оборонсервис», до 30 июня будут переданы другим собственникам. В качестве примера можно привести ОАО «Авиаремонт», мощности которого, скорее всего, окажутся на балансе «Объединённой авиастроительной корпорации». В виде «наследства Сердюкова» ОАК получит семь авиаремонтных заводов, суммарный объём выручки которых в 2011 году составил свыше 42 млрд рублей. Интерес к другим подразделениям «Оборонсервиса» проявляет «дочка» госкорпорации «Ростех» «Объединённая двигателестроительная корпорация», а также «Уралвагонзавод». Ежегодный бюджет передаваемых предприятий составляет более 200 миллиардов рублей, а это – четверть гособоронзаказа страны. Примечательно, что новые собственники не только не заплатят за военные активы ни копейки, но и не будут обременены в ходе сделки какими-либо иными обязательствами.
От государства – частнику
На первый взгляд – и что с того? Собственником «Оборонсервиса» в лице Минобороны является государство, оно же является владельцем контрольного пакета акций госкорпораций. Получается, имущество, грубо говоря, вынули из одного кармана и положили в другой. Но есть во всей этой истории один маленький нюанс: 15% акций ОАК, к примеру, уже принадлежат частным инвесторам, и всё идёт к тому, что доля частного партнёрства в этой корпорации будет увеличена: в обозримом будущем долю государства предполагается снизить до 50%+1 акция. И при этом, находясь под контролем Минобороны, сервисные предприятия ориентированы на задачи государственные, в корпоративном управлении у них будет единственная цель – максимальное извлечение прибыли. Согласитесь, что при таком раскладе ситуация выглядит уже не так благостно. Особенно если вспомнить, что в рамках утверждённого государственного оборонного заказа в ближайшие десять лет на нужды армии из бюджета будет выделено ни много ни мало – 23 триллиона рублей. В чьих карманах теперь осядут эти деньги? Конкретные фамилии мы будем узнавать по мере того, как активы «Оборонсервиса» будут уходить новым хозяевам. Собственно, этот список будет мало отличаться от списка тех, кто все это время «сносил» Сердюкова.
Губернаторы и профсоюзы – против
Свою озабоченность планами по «расчленению» «Оборонсервиса» уже высказали губернаторы двух регионов, на территории которых находятся крупнейшие авиаремонтные заводы – глава Краснодарского края (ОАО «275 АРЗ», ОАО «570 АРЗ») Александр Ткачёв и глава Новгородской области (ОАО «123 АРЗ») Сергей Митин. Они обратились к премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву с письмами, в которых просят сохранить структурную целостность авиаремонтных заводов в существующем состоянии, опасаясь (цитата) «снижения достигнутого уровня социально-экономической стабильности».
Позицию губернаторов (что в современной России – большая редкость) разделяют и представители профсоюзов. В профкоме работников ОАО «Авиаремонт» считают, что передача заводов в руки корпораций приведёт к закрытию ряда цехов и сокращению большого количества работников.
Осчастливят принудительно
Но больше всего во всей этой истории экспертам (в том числе и самим военным) не нравится существенное изменение самой структуры государственного оборонного заказа. Судя по всему, взамен относительно прозрачной схемы, когда Минобороны самостоятельно заказывает производителям необходимую армии технику, будет применена схема, состоящая из цепочки посредников. Ценообразованием займётся Минпромторг или Федеральная служба по тарифам, размещением заказов и их приёмкой – подчинённая правительству Рособоронпоставка. А мнения самих военных по поводу того, что и в каких объёмах им необходимо, никто и не спросит. Берите, мол, что дают. У этой концепции, к слову, уже появились жесткие критики.
«Стрелять из танков и летать на самолетах будет не правительство, а военные. Поэтому военные и должны решать, сколько стоит та или иная техника и соответствует ли она их потребностям или нет», – считает первый вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков. «Идея не приживётся, потому что будет создан еще один посредник между производителем и конечным потребителем. Получится, что из области договоренностей между Минобороны и предприятием вопрос цены перейдет в область договоренностей между Рособоронпоставкой и производителем. Цену и потребности в военной технике и оружии должен определять покупатель», – утверждает президент Института стратегических оценок Александр Коновалов.
Вместо послесловия
Таким образом, первые итоги громкой отставки Анатолия Сердюкова можно подвести уже сейчас. Во-первых, сразу после ухода опального министра собранные им в одну структуру активы Минобороны начали обретать новых хозяев, которые ориентированы не на задачу укрепления обороноспособности страны, а на извлечение прибыли. Во-вторых, активно лоббируется идея «отодвинуть» самих военных от заказа и приёмки новой техники, отдав все финансовые потоки в руки ведомств, не имеющих никакого отношения к армии. Зато аффилированных с производителями военной техники и вооружений. В-третьих, цепочка «заказ – приёмка – оплата» становится куда более запутанной и непрозрачной, непонятно, кто и за что в итоге несёт ответственность. В-четвёртых, все эти события происходят на фоне утверждения невиданного ранее десятилетнего бюджета гособоронзаказа в 23 триллиона рублей.
«Растащат «Авиаремонт» и никакой готовности авиации не будет. Людям, разваливающим «Авиаремонт», следовало бы задать вопрос: мы Родину собираемся защищать? – в свою очередь задается вопросом бывший многолетний начальник вооружения Минобороны генерал-полковник Анатолий Ситнов. Только похоже на его вопрос никто отвечать не собирается. Все заняты дележом «наследства Сердюкова».
ИНФОГРАФИКА (для увеличение нужно нажать на картинку)
© 2013, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».