AMP18+

Москва

/

ВЦИОМ: Жители России отметили рост своего благосостояния Теперь мечтают не о колбасе, а подумывают о яхтах

Граждане России кардинальным образом пересмотрели свое отношение к богатству и роскоши. Если всего несколько лет назад богатым считался обладатель мобильного телефона, а подержанная иномарка в сознании большинства наших соотечественников ассоциировалась с роскошным авто, то сегодня среднестатистический житель России за роскошь почитает огромную виллу за рубежом. В сущности, как отмечает руководитель отдела коммуникаций ВЦИОМ Ольга Каменчук, житель России – это вполне среднестатистический европеец. Даже немного лучше.

Граждан, переживающих из-за своей привычки покупать лишнее, успокоил ВЦИОМ: таких транжир в России 80%. Это издержки роста благосостояния, поясняют социологи, пишет газета «Московский комсомолец».

ВЦИОМ провел социологическое исследование «Достаток и роскошь в понимании россиян: вчера и сегодня», из которого вырисовывается совершенно непривычный образ типичного гражданина России. Так, вполне по-европейски большинство выбирает продукты питания, ориентируясь на их качество. Между тем еще в 2006 году, в «золотое» докризисное десятилетие, 60% граждан РФ определяющим фактором считали цену. Соответственно, все меньше желающих ехать в магазин-дискаунтер. Судя по опросу ВЦИОМ, 80% не готовы ехать в другой район, если экономия составит 10%, а более половины никуда не поедут даже ради экономии в 25%.

Кстати, продолжая любить наличные при расплате за покупки, жители России при этом перестали оглядываться на комиссии, которые берут банки при снятии денег с «чужого» банкомата, отмечает издание. А само число держателей банковских карт за последние двенадцать лет увеличилось в 10 (!) раз. Все меньше домашних умельцев-ремонтников: граждане предпочитают пользоваться услугами ремонтных мастерских. А треть опрошенных просто выкинут поврежденную вещь и купят новую.

По словам Сергея Яковлева, главного редактора новостного интернет-портала Smart News, заказавшего исследование ВЦИОМ, почти половина опрошенных в состоянии отдохнуть за рубежом. «При этом большинство выбирает страну не по стоимости тура, а потому, что хочется именно туда – только 18% из тех, кто может себе позволить отдых за границей, руководствуются ценой», – говорит Яковлев.

В основном, граждане России выбирают либо пляжный отдых, либо осмотр достопримечательностей, добавляет Каменчук. При этом, как отмечает вице-президент Ассоциации туроператоров России Дмитрий Горин, ездить на отдых жители России стали чаще – по нескольку раз в год, заказывая при этом 4-5-звездочные отели. «И что приятно, растет и количество путешественников пенсионного возраста, – говорит он. – В Европе, как известно, пенсионеры самые активные туристы. Возможно, скоро так будет и у нас».

Про взрывной рост количества мобильных телефонов и автомобилей говорилось уже не раз. Что говорить, если телефон или смартфон стал обычным подарком любимому? Ежегодно в России продается 40 млн мобильников, число абонентов сотовых сетей выросло с 3,5 млн в 2000 году до более чем 230 млн в 2013-м. И пусть автомобиль российские граждане пока еще не меняют при наполнении пепельницы, как когда-то шутили о гражданах богатого Кувейта, но если в 1980 году автомобиль был у 4% населения, а к началу 90-х им обзавелись 7,5%, то сегодня уже в 44% российских семей это обычное средство передвижения. Кстати, заправлять «железного коня» граждане РФ также предпочитают качественным, а не дешевым топливом: при выборе АЗС 77% руководствуются качеством бензина, известностью бренда и экономией своего времени.

Планы российских граждан тоже изменились: с 2004 года вдвое выросло число тех, кто намерен купить дом, квартиру или автомобиль.

Неудивительно, что и оптимистов в России также становится больше. По сравнению с 2001 годом число тех, кто заявляет об улучшении качества своей жизни, выросло вдвое. И, например, улучшение жилищных условий констатируют сегодня 29% против 13% в 2001 году. А число жителей РФ, считающих, что их семьи обладают доходом, достаточным для нормального существования, выросло втрое.

Причем, эти изменения происходят не только в столице: опрос проходил по стандартной выборке ВЦИОМ, куда входят все слои населения и жители самых разных регионов, включая национальные республики. Возможно, поэтому отношение к москвичам и Москве тоже меняется. «В последнее время растет число сфер, о которых наши сограждане говорят, что они не хуже, а то и лучше в регионах, – говорит Каменчук. – Например, в Москве, конечно, лучше сфера развлечений, много возможностей для самореализации, получения образования для детей. Но, по мнению граждан РФ, здесь хуже с экологией, в регионах спокойнее и безопаснее жить. Все больше жителей России отмечают, что завести бизнес и воспитать детей в регионах можно не хуже, чем в Москве. И особой ненависти в людях к Москве нет». Поэтому и межрегиональная мобильность растет: жители РФ все чаще переезжают за лучшей долей не в Москву, а в другой регион.

Да и сама «лучшая доля» стала иной, добавляет газета. «Самая большая роскошь – это иметь много детей, внуков и быть здоровым», – говорит певец и актер Михаил Боярский. И так считает большинство жителей России. «Счастье люди видят в близких, в семье. То есть, потребление уже не является показателем счастья – на первый план выходят иные показатели», – говорит Каменчук. Она отмечает, что деньги вообще перестали быть решающим фактором – в самореализации в том числе. «Определение среднего класса по денежному достатку отходит на второй план: позволить себе т.н. необязательные траты может 80% населения. Не говоря уж о доступе к таким важнейшим услугам, как образование, здравоохранение», – говорит социолог.

Меняется и отношение к богатству. Во-первых, само количественное определение богатого меняется: теперь таковым считают того, чей доход впятеро выше среднего, тогда как в начале 2000-х довольно было и 2,5 раз. Во-вторых, изменились и признаки роскоши. «При Советском Союзе роскошью считалось наличие машины, желательно черной «Волги», хрустального набора и финской «стенки». В 90-х годах это 600-й «Мерседес», пачка баксов, поход в ресторан, желательно в красном пиджаке», – говорит Вячеслав Путиловский, руководитель информационно-аналитической службы Банки.ру. Сейчас это элитная недвижимость, машины люкс-класса, типа «Майбах» и «Роллс-Ройс», наличие private banking. Да и особого негатива относительно богачей жители России больше не испытывают, замечает Каменчук.

Россия сегодня больше похожа на европейские страны, считает социолог. При этом в кризис мы показали даже меньший уровень тревожности, чем американцы или западноевропейские граждане, – тревожные ожидания граждане РФ высказывали только в самый пик кризиса, с ноября 2008 года до весны 2009-го. Каменчук считает – это потому, что нам еще знакомы стратегии выживания. Впрочем, и молодые люди 25-30 лет, которым они не знакомы, удивительно быстро адаптировались к кризису – нашли подработку и т.д. «В сравнении со странами Западной Европы жители РФ демонстрировали больше оптимизма. Если сравнивать с постсоветским пространством, то ситуация в России тоже относительно неплохая», – резюмирует Каменчук.

Даже наши жалобы на самом деле – свидетельство того, что жить стало действительно лучше. «Когда вы не можете пройти по тротуарам из-за припаркованных машин, спотыкаетесь дома о провода всевозможных «зарядок» и видите акции ритейлеров по замене работающей, замечу, старой техники на новую – все это свидетельствует о росте благосостояния», – говорит Яковлев.

Комментируя исследования ВЦИОМ, доктор экономических наук, главный научный сотрудник Института экономики РАН Никита Кричевский в эфире «Бизнес-FM» обратил внимание, что, начиная с 2000 года уровень жизни граждан РФ стабильно рос и, если брать период с 2000 по 2012 год, можно констатировать, что номинальная начисленная заработная плата выросла в России более чем в 11 раз.

«С поправкой на инфляцию этот показатель составляет практически 5 раз. Иными словами, мы переживаем самый устойчивый период роста уровня жизни населения во всей российской истории. И мы просто к этому привыкли. Нам кажется это само собой разумеющимся. И иногда надо останавливаться, иногда надо смотреть, иногда надо анализировать и констатировать. Что и сделал ВЦИОМ своим исследованием», – сказал эксперт.

По его оценке, при прочих равных условиях, если сегодняшние показатели развития российской экономики останутся константой даже в своей динамике, если Россия будет иметь фиксированные темпы, предположим, роста, а цены на нефть останутся на том же уровне, то конечно, уровень материального потребления вырастет еще больше.

«Но, мне бы очень хотелось, чтобы через 5 лет респонденты говорили не только о материальном потреблении, не только о продуктах, не только о вещах, о гаджетах, машинах, о загородных участках. Мне хочется, чтобы люди говорили о том, что наряду с материальным потреблением бум переживает потребление социальное. То есть развивается здравоохранение, развивается образование, развивается наука, развивается культура. И если через 5 лет мы увидим констатацию подобного роста, я уж не говорю – бума, тогда можно сказать, что мы добились своего и страна развивается правильным путем», – заключил эксперт.

Примечательно, что, по словам социологов, данные исследования, проведенного в России, схожи с аналогичными опросами, проведенными в европейских странах и США. По ряду технологических показателей Россия заметно опережает страны бывшего СССР.

Москва, Анастасия Смирнова

© 2013, «Новый Регион – Москва»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Москва, Центр России, Общество, Россия, Экономика,