Просчеты с олимпийским строительством в Сочи хотят «повесить» на невиновных
Олимпийская стройка в Сочи обрастает новыми скандалами. Чиновники, курирующие строительство спортивных объектов, пытаются возложить ответственность за возникающие проблемы непосредственно на строителей, в то время как ключевые фигуры, контролировавшие «олимпийские» финансовые потоки, ушли в тень. В частности, экс-глава «Курортов Северного Кавказа» и бывший вице-президент Олимпийского комитета РФ Ахмед Билалов, оказавшийся под уголовным преследованием за многомиллионные финансовые махинации, сейчас спокойно отсиживается в Лондоне. А под удар правоохранителей попало омское предприятие «Мостовик», являющееся генподрядчиком скандального сочинского проекта по строительству санно-бобслейной трассы, пишет «Независимая газета».
Стоимость этого сложнейшего объекта по сравнению с первоначальной сметой в считанные месяцы выросла в 3,5 раза, поскольку строителям понадобилось решать проблемы, со многими из которых они до сих пор не сталкивались. В результате между ГК «Олимпстрой» и омским НПО «Мостовик» были заключены более десятка обоснованных дополнительных соглашений по корректировке проекта и его финансированию, сообщало информагенство «ИТАР-ТАСС Кубань» в августе прошлого года. Омские строители информировали, что в ходе проведения изыскательских работ были допущены грубые ошибки, что потребовало внесения дополнительного финансирования в смету для исправления просчетов.
Однако позже сами строители неожиданно оказались под колпаком правоохранительных органов. В мае в сочинском офисе «Мостовика» были проведены обыски. По информации «НГ», поводом для дела, начавшегося в августе 2012 года, стало якобы имевшее место завышение сметы на строительство санно-бобслейной трассы. Прибывших с обыском правоохранителей интересовала документация, связанная с покупкой «Мостовиком» 84 аммиачных испарителей для системы охлаждения у Ступинского завода железобетонных изделий. По версии силовиков, работы по их монтажу не выполнялись, а 88 млн. рублей похищены.
Следователи полагают, что эта сумма складывается из стоимости сырья, поставленного ООО «Астра-Дон» (31,7 млн. руб.) и стоимости работ, выполненных ООО «Русьэнергомонтаж» (25 млн. руб.). Однако ООО «Мостовик» считает, что затраты на изготовление и монтаж тех самых аммиачных испарителей значительно превышают эту сумму. Согласно документам, находящихся в распоряжении «НГ», помимо генподрядчика – самого «Мостовика» работами по изготовлению и монтажу испарителей занимались девять компаний. С учетом всех затрат, по данным «Мостовика», строительство испарителей обошлось более чем в 145 млн. рублей, в то время как «Олимпстрой», по данным строителей, выделил на эти работы 144 млн. рублей. Сегодня, когда объект почти принят, но окончательные расчеты не произведены, получается, что «Мостовик» вложил в проект даже больше, чем получит.
Что касается 88 млн. рублей, фигурирующих в уголовном деле, то якобы не поставленные «Мостовику» аммиачные испарители сегодня, по информации СМИ, обеспечивают работу трассы в тестовом режиме. Непонятно – что же тогда ищут следователи?
Напомним, «Мостовик» начинался с конструкторского бюро, созданного в 1984 году доцентом кафедры мостостроения Сибирского автомобильно-дорожного института Олегом Шишовым. Отличительной чертой работы компании стало проектирование и строительство уникальных объектов. Именно поэтому компания выиграла в Сочи конкурсов более чем на 70 млрд. рублей. В олимпийской столице благодаря усилиям «Мостовика» появятся Большая ледовая арена, санно-бобслейная трасса, три вокзала, Керлинг-арена, участки дороги Адлер – «Альпика-Сервис», а также коммуникации в Имеретинской долине.
Стоит отметить, что до начала строительства санно-бобслейную трассу чиновники Минрегионразвития в кулуарах иначе как «расстрельным» объектом не называли и тому были причины. Во-первых, трасса в первом проекте запланирована на оползнеопасном склоне, геологическая экспертиза которого фактически не производилась. Во-вторых, как сообщало издание Infox, спортсмены жестко критиковали несколько важных элементов трассы.
Получается, что «Мостовик» изначально поставили в условия, когда он по факту был вынужден начать работу с требующим доработки проектом. Поэтому компания с самого начала просила выделить средства для возведения противооползневых подпорных стен и перепроектирования желоба с использованием инновационных 3D-моделей, но, как пишет Forbes, добиться дополнительного финансирования от Дмитрия Козака «Мостовику» не удавалось.
Более того, наморозка бетона с помощью аммиака в случае каких-либо сдвигов пород грозила экологической катастрофой. Поэтому была разработана и введена в эксплуатацию самая совершенная в мире система безопасности, отмечает издание. Она включает в себя не только нейтрализацию возможной утечки аммиака, но и комплекс противодействия террористическим угрозам, что в свете договоренности президента РФ Владимира Путина и американского лидера Барака Обамы по совместной борьбе с терроризмом особенно актуально.
Уголовное преследование «Мостовика» свидетельствует о том, что в России попытки улучшить проект и сделать его безопасным наказуемы, а все затраты переносятся на строителей, а не на тех, кто с первого дня должен был контролировать финансовые потоки, резюмирует «НГ».
Москва, Наталья Аникина
© 2013, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».