При утилизации военной техники обнаружились сплошные нарушения Контракты заключались с опозданием
Счетная палата (СП) проверила использование бюджетных средств в рамках федеральной целевой программы (ФЦП) «Промышленная утилизация вооружения и военной техники на 2011-2015 годы и на период до 2020 года». Результаты неутешительны: контракты за первые два года действия программы заключались с опозданием, утилизация авиатехники не выполнена вовсе, а структуры «Оборонсервиса» заключали контракты с нарушением закона.
В итоговом отчете СП говорится, что по итогам первых двух лет реализации ФЦП выполнена только на 8,5%, в том числе на 6,7% по боеприпасам, на 4,6% по ракетам общевойскового назначения и на 6% по патронам стрелкового оружия. В 2011 году было выполнено 14 из 45 подлежащих исполнению контрактов, а в 2012 году – 14 из 29. Из 599 самолетов и вертолетов, предусмотренных к утилизации в 2011-2012 годах, ни одного утилизировано так и не было. Срывался и график заключения контрактов: в 2011 году из 67 лишь один был заключен вовремя, а в 2012-м из 42 – ни одного, пишет «Коммерсант».
Сказалась на исполнении программы и запоздалая передача вооружений и боеприпасов, подлежащих утилизации, ее исполнителям, а также отсутствие в ряде случаев конструкторской документации и технологий. В отчете уточняется, что не исполнены плановые задания по получению продуктов утилизации (в частности, черных и цветных металлов). А средства, которые предполагалось получить от их реализации, не перечислены в федеральный бюджет.
Как выяснили аудиторы, в 2012 году 877,9 млн руб. (31% от утвержденных на год средств) не были направлены на реализацию ФЦП и в соответствии с распоряжением правительства от 27 декабря 2012 года были перераспределены на содержание инфраструктуры вооруженных сил. Условие о возврате этих средств до 1 апреля 2013 года на реализацию ФЦП не выполнено. «Корректировка программы и ее целевых индикаторов и показателей не осуществлена», – подчеркивается в отчете.
Отдельной строкой идет холдинг «Оборонсервис». Так, в нарушение требований федерального законодательства утвержденная конкурсная документация по закрытому конкурсу на утилизацию спецвооружения, боеприпасов и ракетно-артиллерийского вооружения не содержала обязательного требования наличия лицензий у участников конкурсов. В результате госконтракт от 12 декабря 2011 года был заключен с ОАО «Оборонсервис», лицензии не имевшим. А при проведении закрытого конкурса на утилизацию на торги пригласили только ОАО «Оборонсервис» и его «дочки», которые впоследствии от участия отказались. Госконтракт был заключен по максимальной цене 925,8 млн руб. Сделано это было, по данным аудиторов, в нарушение требований статьи 17 закона N135 «О защите конкуренции».
Аналогичные нарушения были выявлены и у субхолдинга «Авиаремонт»: когда его «дочки» отказались от участия в торгах, контракт был заключен 27 декабря 2011 года с самим «Авиаремонтом». Его сумма составила 232,5 млн руб.– аудиторы подчеркивают, что цены на работы по утилизации ряда авиатехники в 1,2-2,8 раза превышали показатели, заложенные в гособоронзаказе 2012 года.
Отмечены в отчете и факты несанкционированного заработка холдинга. Так, заключенный 12 декабря 2011 года контракт на утилизацию вооружений и спецтехники (общей суммой 928,5 млн руб.), был передан восьми соисполнителям. Разница между ценой госконтракта и ценами договоров соисполнения составила 80,7 млн руб. Деньги остались на счете ОАО «Оборонсервис» в качестве оплаты его посреднических услуг. По результатам проверки Минобороны было вынесено представление, а Владимиру Путину направлено информационное письмо с перечислением фактов вскрытых нарушений.
Вчера источник «Ъ» в Минобороны подтвердил получение отчета СП. «Многое из описанного аудиторами нам стало известно после проведения внутренних проверок, отчасти это и повлияло на решение Сергея Шойгу избавляться от активов «Оборонсервиса», – говорит собеседник «Ъ». Он отмечает, что «для устранения нарушений потребуется время – мы не можем разрушить систему, не создав на ее месте что-то новое».
Москва, Ольга Радько
© 2013, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».