У Кремля осталось мало времени, чтобы повлиять на Киев Американская газета The New York Times о борьбе Москвы и ЕС за Украину
В ноябре состоится европейский саммит стран Восточного партнерства, и если Россия не хочет потерять очередную зону влияния, к осени ей необходимо любыми средствами вовлечь Украину в Таможенный Союз. Об этом пишет главный редактор журнала Strategic Europe европейского центра Карнеги Джуди Демпси в американской газете The New York Times (перевод РИА «Новый Регион»).
Когда в прошлом месяце президент России Владимир Путин побывал с визитом на Украине, он подчеркнул, что исторические связи двух стран сегодня так же значимы, как это было в прошлом. В своей речи в Севастополе он особое внимание уделил тому, что предки двух государств «веками жили вместе, трудились вместе и защищали общее Отечество, сделали его могучим, великим и непобедимым», а «кровные и духовные узы» стран «неразрывны». Он высказал предложение о взаимной интеграции вооруженных сил обоих государств.
Что касается президента Украины Виктора Януковича, его ответ был более чем уклончивым, хоть и признал возможность сотрудничества стран в сфере модернизации вооруженных сил.
Как считает Демпси, высказывания Путина демонстрируют все более отчаянные попытки вовлечь Украину в Единое экономическое пространство России. В этот экономический блок уже вступили Белоруссия и Казахстан. Россия их использует, чтобы консолидировать свое влияние в регионе. Эти попытки предпринимаются на фоне активной борьбы России и ЕС за влияние в Восточной Европе, в том числе в Белоруссии и Украине, а также в Молдавии, Грузии, Армении и Азербайджане.
Последняя группа стран уже включены в программу Восточного партнерства ЕС, целью которой является интеграция государств путем демократизации и установления свободной рыночной экономики. Взамен ЕС обещает увеличить объем торговли с ними, упростить визовую систему и предоставить финансовую помощь.
Однако Россия пытается противостоять сближению этих стран с ЕС. Очевиден тот факт, что Москва боится потерять влияние в этом регионе. Однако региональный эксперт Польского института международных отношений в Варшаве Евгения Смолар не уверена, что Восточное партнерство достаточно сильно для того чтобы противостоять Кремлю.
На данном этапе развития позиция Восточного партнерства относительно политической и экономической либерализации носит смешанный характер. Согласно информации предоставленной аналитическим отделом журнала The Economist, Молдавия, Грузия, Украина и Армения частично демократические государства, тогда как Белоруссия и Азербайджан – авторитарные.
Эксперт по Восточному Партнерству Центра восточных исследований в Варшаве Рафаль Садовски считает, что Восточное партнерство преимущественно бюрократический инструмент воздействия с ограниченной политической значимостью, который демонстрирует пределы возможности влияния ЕС на восточных соседей.
Несмотря на это, Литва, что в прошлом месяце стала председательствовать в ЕС и делает все возможное, чтобы приблизить эти страны к Европе. Вильнюс пригласил представителей государств на ноябрьский саммит Восточного партнерства. Для Литвы и ее соседки Польши, которая настойчиво требует сближения отношений ЕС и стран ВП (Восточного партнерства), кульминацией встречи станет подписание соглашения о сотрудничестве ЕС с Украиной.
По мнению автора публикации, такого рода соглашение предоставит экономические и политические преимущества обеим сторонам. Оно также подтолкнет реформаторов Украины и прозападные политические движения на модернизацию ее экономики и укрепление буквы закона.
Соглашение о сотрудничестве с Украиной это не только «технические переговоры с очередным геополитическим партнером», считает министр иностранных дел Литвы Линас Линкевичус, это «геополитический процесс». Впрочем, ЕС и Украина так и не подписали это соглашение, несмотря на то, что инициировано оно более года назад. Киев по-прежнему должен провести ряд реформ.
Немецкое правительство громче всех требовало освобождения Украиной бывшего премьер-министра Юлии Тимошенко, которая оказалась за решеткой в 2011 году по обвинению в злоупотреблении служебным положением. Во время своего июньского визита в Украину в прошлом году министр иностранных дел Германии Гидо Вестервелле заявил, что Тимошенко несправедливо осудили и предложил ей медицинскую помощь в Германии. В ноябре немцы могут наложить вето на подписание соглашения, если к тому времени Украина не реформирует свое законодательство в отношении политических заключенных вроде Тимошенко.
Отказ Януковича урегулировать статус Тимошенко – не единственный камень преткновения между Украиной и ЕС. Еще одним немало важным аспектом является неточное следование данным Украиной обязательствам. За последние несколько лет Янукович настраивал ЕС и Россию друг против друга, чтобы добиться уступок от обеих сторон. Он сумел выторговать лучших торговых условий с ЕС, а у России – дешевой энергии.
Согласно опросам, чуть более половины украинцев поддерживают перспективу сближения страны с ЕС. Согласно срезу общественного мнения мая прошлого года, проведенному американской НКО «Международный Республиканский Институт», 40% опрошенных на стороне «международного экономического союза» с ЕС, а 37% – присоединения к Таможенному союзу с Россией. Это требует от Януковича тщательного анализа политических издержек к 2015 году, когда запланированы очередные президентские выборы.
Решение Украины, как и то, что на политическом и экономическом уровнях происходит в странах Восточного партнерства, имеет огромное значение для Европы. Речь идет не только о противостоянии с Россией. Суть в том, готовы ли эти страны принять демократию, которая мало интересует Москву. Смолар уверена, что предложение лучших торговых договоров и более тесных политических отношений – хорошее подспорье, но этого мало.
В 1990-х у стран Восточной Европы была мотивация для проведения реформ, потому что у них была перспектива вступления в ЕС. Это было основным катализатором реализации реформ. А Восточное партнерство эту возможность нивелировало. Именно поэтому многие представители региональной элиты и олигархи не видят смысла в реформах, что и тормозит в итоге реформаторов, считает Садовски из Центра восточных исследований. В этой ситуации в борьбе Восточного партнерства и России Кремль еще может одержать победу. Если ЕС позволит проекту Восточного партнерства провалиться, нестабильность неизбежна.
Нью-Йорк – Москва, Инна Санина
© 2013, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».