AMP18+

Москва

/

Лицензия на творчество Российское авторское общество отмечает 20-летие

В августе 2013 года исполняется 20 лет с момента учреждения Российского Авторского Общества (РАО), которое представляет собой единственную общероссийскую общественную организацию, объединяющую творческую интеллигенцию России.

История создания авторских обществ в России началась еще в XIX веке, когда драматурги создали первую организацию, которая помогала им собирать вознаграждение за публичное исполнение их пьес театрами на всей территории страны. Возглавил первое российское авторское общество великий русский драматург Александр Островский. На протяжении последующих столетий общество трансформировалось в различные организации, которые, однако, продолжали помогать авторам получать вознаграждение за использование их произведений, в том числе и за рубежом. Все они были исключительно государственными структурами.

Вопросы, связанные с коллективным управлением правами, впервые нормативно урегулировал закон Российской Федерации от 9 июля 1993 года «Об авторском праве и смежных правах» (далее – Закон). Закон прошел экспертизу во Всемирной организации интеллектуальной собственности, и на тот период времени считался одним из передовых европейских законов, регламентирующих вопросы интеллектуальной собственности.

В Законе было установлено, что авторы и иные правообладатели могут объединяться и создавать организации для управления их правами на коллективной основе. При этом такие организации не могут быть государственными, они должны быть созданы непосредственно самими правообладателями. Именно поэтому существование государственной организации, которая фактически занималась управлением правами авторов на коллективной основе, – Российского агентства интеллектуальной собственности (РАИС) стало невозможным. В результате 12 августа 1993 года состоялось собрание правообладателей, на котором было учреждено РАО.

В октябре 1993 года был издан Указ президента РФ от 7 октября 1993 г. № 1607 «О государственной политике в области охраны авторского права и смежных прав», которым упразднялось Российское агентство интеллектуальной собственности и одобрялось создание РАО как правопреемника РАИС.

Первоначально членами РАО было не более 4 тысяч авторов, а в настоящее время их уже более 26 тысяч. Поскольку за последние годы в нашей стране широкое развитие получили музыкальные издательства, которые заключая договоры с авторами, становятся обладателями прав на их произведения, постольку РАО управляет правами и таких правообладателей. В настоящее время РАО заключило уже более 140 договоров с музыкальными издательствами.

Ежегодно членами РАО становится около тысячи новых правообладателей

Управление правами на коллективной основе осуществляется практически во всех странах мира. Поэтому для того чтобы интересы иностранных авторов соблюдались за рубежом, организации, управляющие правами авторов, заключают договоры о взаимном представительстве интересов. РАО заключило 189 договоров о взаимном представительстве интересов с аналогичными иностранными организациями в 68 странах мира, в соответствии с которыми РАО представляет на территории России интересы около 2 млн иностранных правообладателей.

Основная цель и задача РАО – создавать условия для соблюдения пользователями действующего законодательства в области авторского права и заключая с ними договоры, выдавать разрешения на использование произведений, а также собирать причитающееся авторам вознаграждение.

Первые годы существования РАО были сопряжены с проблемами, которые возникли в связи с тем, что Закон установил новые правила в отношении ряда пользователей. Например, до 1993 года телерадиокомпании могли использовать выпущенные в свет произведения без согласия авторов и без выплаты авторского вознаграждения. Закон изменил это положение и установил, что телерадиокомпании обязаны до начала использования произведений получать разрешения от авторов и выплачивать авторское вознаграждение.

С учетом огромного числа произведений, которые используют телерадиокомпании, совершенно очевидно, что реализовать положения законодательства о необходимости получения разрешения от каждого правообладателя без системы коллективного управления невозможно. Как, например, музыкальный телеканал, вещающий 24 часа в сутки и использующий тысячи произведений авторов, живущих в разных частях света, может реально заключить договор с каждым автором и выплатить каждому причитающееся вознаграждение? Поэтому быть законопослушной телекомпания может только при наличии договора с РАО.

Однако на первоначальном этапе переговоры с телерадиовещателями были достаточно трудными, поскольку они не могли привыкнуть к новым положениям закона. Кроме того, пользователям приходилось создавать специальные службы, которые готовят отчеты об использованных произведениях, что требовало организационных, денежных и трудовых затрат. Но постепенно, все недопонимания удалось преодолеть, и процесс заключения договоров начал набирать обороты.

Еще одной новеллой Закона стала норма, которая обязывала кинотеатры выплачивать авторское вознаграждение авторам музыкальных произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальные произведения, которые публично исполняются кинотеатрами. Кинотеатры категорически не желали заключать договоры с РАО, ссылаясь на то, что все суммы уже были ими выплачены при заключении договора с прокатчиком.

На самом деле, ситуация, связанная с заключением договоров с кинотеатрами с правовой точки зрения отличается от положения с другими пользователями, поскольку кинотеатру, в отличие, например, от телекомпании, не надо получать разрешение от авторов музыкальных произведений, такое разрешение получено было производителем фильма на стадии его съемки. Кинотеатр правомерно осуществляет публичное исполнение фильма на основании соответствующего договора с обладателем прав на аудиовизуальное произведение. Валовой сбор от продажи билетов на сеансы кинотеатры, как правило, распределяют с прокатчиками в размере 50 на 50. В наших кинотеатрах демонстрируются в подавляющем большинстве американские фильмы, а в США кинотеатры авторское вознаграждение не выплачивают.

Поэтому когда законодатель установил, что кинотеатр в любом случае обязан платить авторское вознаграждение автору музыкального произведения, кинотеатры посчитали, что такое вознаграждение либо должно выплачиваться прокатчиками, либо исчисляться от оставшейся у кинотеатров суммы валового сбора.

Для того чтобы снять некоторые вопросы, РАО даже вынуждено было обращаться на крупнейшие голливудские киностудии, которые отвечали, что их договоры с авторами музыкальных произведений предусматривают сохранение за автором права на получение вознаграждения в тех странах, в которых национальное законодательство устанавливает такого рода нормы.

Проблемы с кинотеатрами продолжались вплоть до 2010 года, однако в настоящее время они практически отсутствуют, и сборы авторского вознаграждения с этой категории пользователей резко увеличились.

Кардинальным образом правовое положение РАО изменилось с 1января 2008 года, когда вступила в силу ч. IV ГК РФ, которая регламентирует вопросы интеллектуальной собственности. ГК РФ устанавливает, что авторы и иные правообладатели могут создавать организации, которые управляют их имущественными правами на коллективной основе. Число такого рода организаций не ограниченно. Однако для того, чтобы прекратить существование псевдоорганизаций по управлению правами авторов на коллективной основе, законодатель ввел новое, ранее неизвестное нашему праву положение, при котором общественная организация получает государственную аккредитацию в строго указанных в ГК РФ сферах.

В ст. 1244 ГК РФ указано шесть таких сфер, две из которых непосредственно связаны с управлением авторскими правами. Законодатель устанавливает, что государственная аккредитация на осуществление деятельности в каждой из этих сфер может быть получена только одной организацией по управлению правами на коллективной основе, но одна организация может получить аккредитацию на осуществление деятельности в одной, двух или более сферах.

Основные требования к кандидатам на получение государственной аккредитации, а также порядок ее проведения установлены в постановлении правительства РФ от 29 декабря 2007 года № 992 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами» (далее –постановление).

В соответствии с требованиями, изложенными в этом постановлении, РАО предоставило все необходимые документы в Росохранкультуру, которая в тот период времени выполняла функции уполномоченного органа исполнительной власти, и проводило государственную аккредитацию. Рассмотрев представленные документы и выслушав представителей РАО, аккредитационная комиссия на заседании, состоявшемся 15 августа 2008 году, приняла решение аккредитовать РАО на осуществление деятельности в двух сферах коллективного управления:

· управление исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения (с текстом или без текста) и отрывки музыкально драматических произведений в отношении их публичного исполнения, сообщения в эфир и по кабелю;

· осуществление прав композиторов, являющихся авторами музыкальных произведений (с текстом или без текста), использованных в аудиовизуальном произведении, на получение вознаграждения за публичное исполнение, сообщение в эфир и по кабелю музыкальных произведений, включенных в состав аудиовизуальных произведений.

Отметим, что у РАО не было конкурентов на получение государственной аккредитации, поскольку в силу объективных причин в стране нет больше организаций, которые реально обладали бы такой разветвленной инфраструктурой и возможностью защищать интересы правообладателей на всей территории Российской Федерации.

ГК РФ устанавливает, что организация, получившая государственную аккредитацию вправе наряду с управлением правами тех правообладателей, с которыми у нее заключены договоры, осуществлять также управление правами и сбор вознаграждения для правообладателей, с которыми у нее такие договоры не заключены.

Кроме того, поскольку аккредитованная организация наделена правом представлять интересы практически всех правообладателей, за исключением тех, которые в установленном порядке исключили свои права (произведения) из управления аккредитованной организации, что фактически превращает аккредитованную организацию в «естественного монополиста», постольку законодатель установил, что по отношению к деятельности такой организации нормы антимонопольного законодательства не применяются.

Кроме того, на аккредитованную организацию возлагается обязанность предпринимать разумные и достаточные меры по установлению правообладателей, имеющих право на получение вознаграждения в соответствии с заключенными договорами. Аккредитованная организация не вправе отказать правообладателю в приеме в члены этой организации.

Аккредитованная организация осуществляет свою деятельность под контролем уполномоченного федерального органа исполнительной власти – Министерства культуры РФ, обязана предоставлять отчет о своей деятельности, а также публиковать его в общероссийском средстве массовой информации. Таким образом, общественная организация работает под контролем государства.

РАО управляют непосредственно сами правообладатели, которые входят в состав Авторского Совета, возглавляемого российским композитором Андреем Эшпаем.

Реализуя полученные от правообладателей либо в силу гражданского законодательства полномочия, РАО заключает лицензионные договоры и договоры о выплате авторского вознаграждения с различными категориями пользователей: театрами, концертными площадками, магазинами, ресторанами, телерадиокомпаниями, звукозаписывающими компаниями, контент-провайдерами и многими другими. В настоящее время по объемам сборов вознаграждения и по числу договоров с пользователями РАО превосходит все российские организации по коллективному управлению.

Ежегодно РАО заключает более 5 тысяч лицензионных договоров и договоров о выплате авторского вознаграждения, около половины из которых заключается с новыми пользователями. За прошедшие пять лет работы РАО как аккредитованной организации число договоров, заключенных с пользователями увеличилось в два раза, и в настоящее время их заключено почти 26 тысяч. Таким образом, все больше пользователей сотрудничают с РАО и выплачивают авторское вознаграждение.

Государственная аккредитация позволила РАО увеличить сборы авторского вознаграждения. Так, в 2012 году сборы увеличились по сравнению с 2011 годом почти на 15% и составили 3,38 млрд рублей. С учетом не особой законопослушности наших пользователей – это отличный результат.

В структуре сборов 2012 года более половины (54%) приходится на публичное исполнение произведений. На долю теле- и радиовещателей приходится 40% всех сборов авторского вознаграждения. Почти 95% всей суммы сборов составляют сборы за использование произведений на территории России.

Следует отметить, что важную роль в деятельности РАО имеет работа с пользователями Представители РАО принимают активное участие в различного рода мероприятиях, в ходе которых разъясняются нормы действующего законодательства и преимущества его соблюдения.

В последние годы РАО уделяет огромное внимание автоматизации процесса учета сборов и распределения авторского вознаграждения. В РАО создана и внедрена новая система учета пользователей, правообладателей и распределения вознаграждения, что позволяет использовать современные технологии для ускорения процесса распределения вознаграждения, а также получать от пользователей отчеты в электронном виде.

Наиболее значимый показатель деятельности РАО – суммы выплаты авторского вознаграждения правообладателям. Рост суммы выплат вознаграждения в 2012 году составил более 24% по отношению к аналогичному показателю в 2011 года, что, безусловно, отражает эффективность деятельности РАО в достижении уставных целей.

Большую роль в деятельности РАО играет правовая работа, поскольку, к сожалению, порой приходится прибегать к принудительным мерам в отношении пользователей, которые не исполняют нормы закона, используют произведения неправомерно или не выполняют условия заключенных с РАО договоров. Юридической службой РАО постоянно ведется работа по взаимодействию с пользователями, отказывающимися заключать лицензионные договоры с РАО, либо нарушающими условия лицензионных договоров. Для обеспечения защиты права правообладателей на получение авторского вознаграждения в 2012 году РАО подало 2245 исковых заявлений в суды. Число судебных дел в отношении пользователей выросло по сравнению с 2011 годом почти на 17%.

Несмотря на то, что число судебных дел, возбуждаемых по инициативе РАО, ежегодно увеличивается, организация по-прежнему нацелена на приложение максимальных усилий для разрешения всех споров путем соглашений. Анализ показывает, что почти две трети судебных споров – это требования о выполнении пользователями условий заключенных с РАО договоров. Остальные связаны с бездоговорным использованием произведений.

До введения института государственной аккредитации в судебных инстанциях регулярно возникали вопросы о наличии или отсутствии у РАО полномочий на представление интересов правообладателей в судебных органах. Суды требовали предоставления надлежащим образом заверенных доверенностей от авторов и иных правообладателей, что для сферы коллективного управления крайне затруднительно. Кроме того, получение такого рода доверенностей от иностранных правообладателей было сопряжено с необходимостью легализации документов.

Для реализации РАО полномочий аккредитованной организации большое значение имело принятие Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 29 от 26 марта 2009 года «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации». В постановлении, в частности, установлено: «Аккредитованная организация (статья 1244 ГК РФ) действует без доверенности, подтверждая свое право на обращение в суд за защитой прав конкретного правообладателя (или неопределенного круга лиц в случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 5 статьи 1242 Кодекса) свидетельством о государственной аккредитации».

Упрощение требований к документам, подтверждающим полномочия аккредитованной организации, позволило существенно сократить затраты времени и ресурсов на подготовку исков и соответственно расширить и активизировать претензионную работу с неплательщиками.

Несмотря на успехи РАО за последние годы, существуют и трудности, над преодолением которых приходится работать. Одна из основных таких проблем – невозможность проверки сведений о доходах пользователей, на основе которых рассчитывается размер авторского вознаграждения, выплачиваемого по заключенным с РАО договорам. РАО иногда сталкивается с ситуациями, когда пользователи выплачивают в РАО объективно маленькие суммы вознаграждения, несопоставимые с бюджетом компании, масштабами ее деятельности, а также платежами других, аналогичных по объемам деятельности пользователей. Такие ситуации вызывают у РАО и правообладателей закономерные вопросы о достоверности предоставляемых сведений о доходах, полученных пользователями от рекламы и других поступлений (размер вознаграждения в договорах определяется в виде процента от дохода).

Несмотря на то, что действующим законодательством (п. 3 ст. 1243 ГК РФ), а также лицензионными договорами прямо предусмотрено право РАО проверять документы и данные бухгалтерского учета, подавляющее большинство компаний-пользователей не допускает представителей РАО к проверке расчета авторского вознаграждения. Иногда приходится обращаться в судебные органы в целях получения детальных сведений о доходах пользователя и, как правило, к сожалению, сведения, предоставляемые пользователями в суды, отличаются от тех, которые были представлены в РАО.

Данная проблема возникает также при заключении лицензионных договоров с организаторами концертов и других аналогичных мероприятий, занижающими реальные суммы дохода, с которых начисляется авторское вознаграждение и предоставляющими искаженную отчетность об использованных произведениях.

Представляется, что действенным инструментом контроля над законностью проведения театрально-зрелищных мероприятий на территории Российской Федерации могло бы быть принятие федерального закона «Об осуществлении гастрольно-концертной деятельности в Российской Федерации». В этом Законе можно предусмотреть порядок проведения и контроля над законностью осуществления театрально-зрелищных мероприятий, как со стороны государственных органов, так и со стороны организации по управлению правами на коллективной основе, имеющей государственную аккредитацию. Закон мог бы также предусмотреть порядок выдачи «гастрольных удостоверений», процедуру заключения арендных и иных договоров между организатором мероприятия и площадкой, ответственность площадок за проведение незаконных театрально-зрелищных мероприятий.

Следует отметить, что РАО принимает активное участие в законотворческой работе совместно с Министерством культуры РФ, осуществляющим функции государственного регулирования в области интеллектуальной собственности.

Возможность защищать интересы авторов на всей территории страны обеспечивают более 160 представителей РАО в 83 субъектах Российской Федерации. У РАО имеется 11 филиалов и два представительства в различных городах страны.

РАО сотрудничает с Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС) и является площадкой для повышения квалификации сотрудников авторско-правовых организаций стран – членов СНГ.

РАО является членом Международной конфедерации обществ авторов и композиторов (СИЗАК), которая объединяет авторско-правовые организации более 200 стран мира. СИЗАК вырабатывает обязательные профессиональные правила для всех организаций-членов и ежегодно проверяет соблюдение указанных правил в нескольких авторско-правовых организациях. Два года назад СИЗАК проверял РАО и никаких нарушений не выявил.

РАО принимает участие в Днях интеллектуальной собственности в России, а также мероприятиях СИЗАК и ВОИС, направленных на совершенствование функционирования международной системы организаций по управлению правами авторов на коллективной основе.

Значительна роль РАО в общественной, культурной и научной жизни страны. Российский Союз Правообладателей и РАО учредители Национальный фонд поддержки правообладателей, который активно помогает авторам, а также таким организациями, как «Национальный фонд поддержки писателей «Слово и Дело», Благотворительный фонд Ольги Будиной «Обереги будущее» и многим другим. РАО поддерживает такие международные музыкальные фестивали, как «Московская осень», «Санкт-Петербургская весна» и др. РАО – постоянный партнер Международной олимпиады по интеллектуальной собственности для старшеклассников, которая на протяжении ряда лет проводится РГАИС.

Москва, Анастасия Смирнова

© 2013, «Новый Регион – Москва»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Москва, Центр России, Культура, Россия, Экономика,