AMP18+

Москва

/

Прощай, российская наука Президент Путин не захотел остановить «ученых сердюковых»

Парламентская неделя началась со знакового события – в Госдуме вновь вернулись к рассмотрению так называемой реформы Российской академии наук. Депутаты вернули скандальный законопроект в режим второго чтения для внесения, как было сказано, всех подготовленных поправок. Однако на самом деле оказалось, что принипиальные предложения учтены не все, а сама «реформа» задержалась только на 24 часа.

В последние дни весенней сессии катастрофа казалась неминуема. «Единая Россия» в двух чтениях проголосовала за законопроект, свалившийся из правительства в конце июня словно снег на голову. Готовился он, как помните, за семью печатями, без консультаций с академиками и без какого-либо общественного обсуждения. Вот только принять его под шумок не удалось: протесты, публичные выступления ученых и возмущенной общественности, призывы одуматься даже из-за границы – это оказалось так некстати в предвыборный период. «Единая Россия» была вынуждена притормозить, перенеся дальнейшее рассмотрение законопроекта на осень и обещая организовать публичные обсуждения поправок.

Сентябрь наступил, новая парламентская сессия началась, и вот вчера голосами 269 депутатов законопроект вернулся во второе чтение. К слову сказать, его появление в повестке опять стало неожиданностью – до этого утверждалось, что руки до законопроекта о РАН дойдут лишь к октябрю. Вернулся законопроект во второе чтение всего на 24 часа. Третье чтение, как известно, техническое, поэтому все спорные моменты стало необходимо разрешить очень быстро. Как сказал глава профильного комитета палаты по науке и наукоемким технологиям Валерий Черешнев, не исключено, что уже в среду, то есть сегодня, законопроект будет приниматься не только во втором, но и сразу в третьем чтении.

Казалось бы, такое ускорение может объясняться только тем, что все вопросы улажены и законопроект устраивает все стороны – и власть, и ученых, и общество. В это не верил никто, но и президент РАН Владимир Фортов, и другие академики вынуждены были «делать лицо», участвуя в переговорах, понимая, что их демарш ускорит гибель. В августе Фортов заявил, что наиболее существенные пожелания академиков согласованы с президентом РФ Владимиром Путиным. Позже и сам Путин на заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека публично подтвердил, что согласился со всеми принципиальными предложениями Фортова.

Но все понимали, что это далеко не победа. И точно. 14 сентября постоянно действующая Конференция научных работников РАН выступила с экстренным обращением к академическому сообществу. Ученые утверждали, что переданные администрацией президента поправки в законопроект грубо нарушают договоренности главы государства с президентом РАН.

Понедельник и вторник Владимир Фортов провел в стенах Государственной Думы – обсуждал поправки с Сергеем Нарышкиным, депутатами и представителями Минобрнауки. Поправки оказались совсем не такими, какими их ожидало увидеть научное сообщество. Глава РАН признался журналистам, что вопрос – кому будут подчиняться научные институты – даже после двух дней дискуссий так и остался нерешенным. Иначе говоря, прислушиваться к ученым в этом вопросе чиновники не собирались. Об имущественных спорах речь уже не шла – видимо, смирились. Фортов все еще надеялся обсудить оставшиеся спорные моменты с Владимиром Путиным. Говорил, что дверь в его кабинет всегда открыта, чтобы, мол, не пропустить звонок от президента. Что ж, у Владимира Владимировича осталось не так много времени, чтобы оправдать надежды доверчивого президента РАН.

Вчера на пресс-подходе представители фракций своими позициями делились с удовольствием. Интересная картина вырисовывалась из слов Николая Булаева, первого заместителя руководителя фракции «Единой России». Оказалось, что именно «партия власти» выступила с инициативой обсудить законопроект с научным сообществом, а потому все думские каникулы трудилась не покладая рук: «Единая Россия все лето работала над предложениями академиков. Все их предложения – а их было 15-20, все были учтены». Что это противоречит всем последним заявлениям ученых, Булаева не волновало. То, что общество заставило их работать, он умолчал.

Дальше – больше. «Мы встречались с академиками. Жорес Алферов и Борис Кашин подробно рассказали нам о состоянии науки» – о состоянии науки, о котором, если исходить из слов господина Булаева, члены партии «Единая Россия» до этого ничего не знали. Но при этом торжественно кричали о необходимости реформировать РАН именно в ключе, предложенном министерством Ливанова, что само по себе ставит под сомнение обдуманность таких решений. «Единороссы» устами Булаева подтверждают наши сомнения, признаваясь, что «закон несовершенен, в нем много противоречий, давайте работать» – работать, чтобы принять его, неудачный выкидыш одиозного министерства, поскорее?!

Как и раньше, даже после внесения поправок администрацией президента, главным камнями преткновения в законе остались решение о подчинении научных институтов и передача всех имущественных активов РАН в специально создаваемое федеральное агентство. «Бюрократическую структуру, заведомо неспособную руководить наукой», как описали его эксперты.

До этого смысл РАН был в том, чтобы соединить гигантов научной мысли с производством и новейшими технологиями. Именно поэтому в ведение ученых оказались полигоны, сельскохозяйственные угодья, клиники, лаборатории и прочее. Оставь РАН без научно-производственной базы и их академических институтов, и негде и некому будет проводить эксперименты и исследования. Вот почему академики говорили о превращении РАН из серьезной влиятельной структуры в клуб по интересам – согласно законопроекту, от главного научного центра в стране больше ничего не будет зависеть. Все уйдет под контроль наспех создаваемой структуры. Кстати сказать, пресловутое имущество находится лишь под управлением РАН, собственником же всего является федеральное правительство.

Согласна с позицией научного сообщества в Государственной Думе только партия КПРФ. Выступая перед журналистами, Геннадий Зюганов заявил, что пришедшие из администрации президента поправки ничего из принципиальных вещей не меняют: «Мне казалось, что в стране управляет Путин, но, глядя, что происходит, хочу ему задать вопрос – кто правит? Вы договорились с Фортовым об изменениях, мы все поверили вашим договоренностям. В итоге же сделанные поправки можно даже не рассматривать – это лакировка над тем же самым законом, которым отторгает собственность и отдается чиновникам».

Вспоминания громкие дела «Оборонсервиса», впору задаться вопросом, а в состоянии ли чиновники эффективно управлять академической собственностью? Зюганов в ответе уверен твердо: «Не в состоянии – они уже доказали это. Им отдали промышленность – в результате две трети предприятий убито. Им отдали землю – 41 млн гектар зарастает бурьяном, а половину продовольствия ввозится из-за границы. Им отдали леса – 100 тыс лесников работало, половину уволили, а в итоге почти все хвойники погибли. В том числе и в усадьбе, в которой живет Путин. Теперь им нужно отдать науку? Всем этим процессом дирижируют фурсенки, ливановы, голодцы и остальные, кто никакого отношения к серьезной большой науке не имеет. На базе чего мы будем возрождать страну, проводить модернизацию? В состоянии ли вороватые чиновники справиться с этой задачей?»

«Единороссы» на это только разводят руками. Настаивают на том, что академики не подготовили для них никаких иных предложений – с условием, что те должны соответствовать Гражданскому кодексу и духу закона. Опустим момент, что, пиши ученые еще и законы, можно было бы смело разгонять Госдуму. Лучше задумаемся, что это за таинственный дух закона. Если ключевые моменты в законопроекте в течение летних каникул так и не были изменены, получается, что дух закона заключается в окончательном и бесповоротном лишении РАН имущественной и человеческой базы – в весеннюю сессию, в осеннюю ли, без разницы.

Конечно, взамен «единороссы» обещают академикам свои «плюсы». Николай Булаев радостно сообщил о них: «Полномочия Академии наук усиливаются с точки зрения организации научных исследований и принятия научных решений. Теперь научные коллективы должны будут предоставлять отчеты руководству академии. Сама академия будет разрабатывать программу, формировать научный план, а Агентство будет его только утверждать».

Всеми силами он пытался доказать, что будущее агентство ни в какие научные дебри вмешиваться не собирается – вот только план РАН Агентство может не утвердить и денег на непонравившиеся исследования не выделит. Кто платит, как известно, тот и музыку заказывает.

Депутаты от «Справедливой России» предложили вывести пресловутое Агентство, в ведении которого будут, кстати, и госзадания, из подчинения Министерству образования. Новую структуру предложили сделать подконтрольной всему правительству, а принятые ею решения необходимо будет согласовывать с президентом. Идея вроде бы и здравая, но как бы ни оказалось агентство подконтрольно всем и одновременно никому толком.

Противники законопроекта и в среду пришли на «траурные гуляния» возле Государственной Думы. Понять их можно. Из законопроекта убраны слова о «ликвидация академии», но де-факто РАН уничтожается.

Ситуация идет в самом отвратительном направлении, – с горечью в голосе заметил Геннадий Зюганов и тоскливо окинул взором второй этаж старого здания Госдумы. – Помню: в стенах этого здания рассматривался импичмент Ельцину. Все до единой фракции тогда признали, что он является преступником. Не думаю, что Путину, Медведеву следует идти этим путем. Разрушение Академии – это сопоставимо с разрушением союзного государства. Ликвидируется база, на которой можно было бы восстановить и развить свое родимое Отечество».

Москва, Лариса Зайкина

© 2013, «Новый Регион – Москва»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках / Метки

Москва, Центр России, Наука, Общество, Политика, Россия, Скандалы и происшествия, Госдума, РАН,