Марат Гельман: Кремль использует отечественную историю в качестве дубины (ВИДЕО) Амнистия политзаключённых станет маркером вменяемости власти
Кремль использует историю в качестве дубины для решения своих личных вопросов. Однако, как только в России произойдёт смена власти, то эта же дубина ударит по нынешнему президенту Владимиру Путину. Такое мнение в интервью для совместного медиа-проекта видеоагентства Vipcomments и РИА «Новый Регион» высказал известный галерист, политтехнолог Марат Гельман. Комментируя последние внутриполитические события, он также отметил, что Путин, делая некоторые послабления оппозиционным политикам в регионах, на самом деле пытается снять с себя ответственность за ухудшение экономической ситуации на местах.
После смены власти Путин получит может получить по голове своей же дубинкой
По словам Гельмана, министр культуры РФ Владимир Мединский, президент РФ Владимир Путин и другие чиновники так рьяно увлеклись историей, почему-то решив, что «единая история создаст единую нацию». Но прошлое страны многообразно и в этом нет ничего страшного, полагает он.
«Основная проблема, что они ещё хотят эту историю приукрасить. Но нет ни одной страны в мире, у которой бы не было темных страниц прошлого. Посмотрите, в Америке, в которой сейчас чёрный президент, было время, когда было рабство, было время, когда женщины не могли голосовать, а сегодня они борются за равные права женщин. И они это не прячут, они не говорят: «Давайте не писать в истории, что у нас когда-то было рабство». А наши хотят сгладить. Иван Грозный был не грозный, а Сталин был не убийца, и не было сталинского террора», – привёл пример Гельман.
Он выразил уверенность, что искажение истории – серьёзная проблема, а для России, напротив, полезно не скрывать свое прошлое. «Мне кажется, что сейчас наоборот, так как было многое сокрыто, нужна множественность истории. Каждый небольшой посёлок имеет свою историю. Интернет даёт уникальную возможность воссоздать много полноценных историй. Они могут где-то разниться, но постепенно это соединение разных историй, разных городов, разных людей, наверное, сделает какое-то представление об историческом пути», – считает галерист.
Он также привёл пример из собственного опыта, когда, невзирая на объективность, в погоне за единой трактовкой событий то вписывались, то вычёркивались конкретные люди. Так, его лично сначала включили в новейшую историю России, а после некой дискуссии вычеркнули из неё.
По словам Гельмана, нынешняя власть старается подстроить историю под себя и не думает о том, что через десяток лет другая власть может позволить себе то же самое. «Мне не нравится вот этот ажиотаж. Они считают, что история – это какая-то дубинка, с помощью которой они смогут решить какие-то свои личные вопросы. Но надо иметь в виду, что как только она появится в руках других людей, они постараются этой же дубинкой огреть по головам тех, кто сегодня это делает. Представим, что через какое-то время, условно говоря, у нас появится более либеральный президент, и он поставит себе задачу показать, что Путин был злодей, и начнёт стирать первый срок Путина. Он, я считаю, был достаточно прогрессивный, он остановил войну в Чечне, сделал какие-то важные шаги. А они возьмут и начнут эти позитивные куски изымать для того, чтобы образ Путина был такой цельный: чистый чёрный злодей. Чтобы никакие позитивные вещи туда не вкраплялись», – предположил Гельман.
В этой связи он посоветовал тем, кто занимается историей, понять, что такое исторический процесс. «Если вы хотите, чтобы те, кто придут после вас, не пытались изменять вашу биографию, не изменяйте биографию других», – резюмировал он.
Амнистия политзаключённых станет маркером вменяемости власти
Гельман уверен, что предстоящая амнистия к 20-летию Конституции РФ важна для всего российского общества. Главный вопрос, кто войдёт в список амнистируемых: только экономические преступники или также политические заключённые. «Этот вопрос, вроде бы локальный <…> будет серьёзным маркером того, насколько вменяемая сегодня власть», – полагает он.
«Что такое политические заключённые, условно говоря, Pussy Riot? Это личные враги Путина. Значит, если Путин воспринимает, условно говоря, свою позицию президента, как некий царский трон, то да, значит, он стремится их наказать. Если же он понимает, что в стране естественным образом должны существовать люди, которые считают его правление неуспешным, трагичным для России, их надо обязательно выпустить», – считает политтехнолог.
По его мнению, в России политических заключённых быть не должно и преследование человека за его политические взгляды должно стать недопустимым. Однако, так как ситуация сложилась иначе, то «пусть запоздалая, но хоть какая-то амнистия могла бы дать сигнал всему обществу, что власть готова к диалогу, готова к демократии, готова к соревнованию каких-то идей и людей».
Творческая энергия человека в России полностью подавлена
Говоря о кризисной ситуации в экономике страны, Гельман обратил внимание, что Россия не может рассчитывать на помощь извне и ей надо искать собственные ресурсы. «Мы не можем рассчитывать на План Маршалла, то есть внешние деньги, внешние займы. Мы можем рассчитывать на единственный ресурс, который сейчас не задействован, – на творческую энергию человека. Сейчас она полностью подавлена», – сказал галерист.
По его оценке, «система вертикали создаёт такую атмосферу, в которой комфортно себя чувствует только чиновник, только человек, который встроен в вертикаль». «А человек, который что-то предпринимает, он воспринимает эту окружающую среду, как опасную», – сказал Гельман.
Он подчеркнул, что если «при наших нефтяных запасах» кризис всё равно наступит, то необходимо «включение человеческой энергии». Власти необходимо сделать так, чтобы предприниматель, человек который сам себя финансирует и инвестирует, стал в системе главным. В противном случае, экономический кризис побороть невозможно. «Изъяв предпринимателя из экономики, мы изымаем надежды на то, что этот кризис будет преодолен», – заключил Гельман.
Путин не хочет отвечать за тяжёлую экономическую ситуацию в стране
Сложной экономической ситуацией в стране, по мнению Гельмана, объясняется и смена региональных элит.
«После Валдайского форума несколько оппозиционных политиков вернулись в возбуждении от того, что они получили некое добро на участие в выборах губернаторов. Надо сказать, что это шаги вынужденные. В ближайшее время в регионах будет очень тяжёлая экономическая ситуация. И для того, чтобы не нести полную ответственность за это (а сегодня, что бы ни происходило в стране, виновата федеральная власть, виноват Путин), они хотят, чтобы более харизматичные политики становились во главе регионов и таким образом брали на себя часть ответственности, часть негатива», – пояснил он.
При этом, рассуждая о кадровой политике в России в целом, Гельман отметил, что многие столетия подряд центральная власть стремилась «собрать из регионов всё лучшее и поселить в Москве», вместо того чтобы усиливать и развивать окраины. И при нынешней власти тенденция не меняется: ещё недавно президент Дмитрий Медведев из самых интересных и активных людей регионов собирал «золотую тысячу» для перевода в столицу.
«Нужна осмысленная политика, чтобы не обеднялась, а обогащалась региональная политика. И речь идёт не только он неких послаблениях, которые сегодня делаются, речь идёт о сознательных усилиях, специальном создании дополнительных мотивов для того, чтобы люди захотели из Москвы поехать в Киров, Красноярск, в Тамбов», – заключил Гельман.
Москва, Алёна Лучистая
© 2013, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».