Правительство «потеряло» деньги на реализацию «майских указов» Путина Сложно, но можно, – недоволен президент
Министерство финансов РФ недосчиталось 10 триллионов рублей до 2020 года, необходимых для финансирования всех бюджетных обязательств и обещаний властей, в том числе и выполнения «майских указов» президента РФ Владимира Путина. Глава государства выразил недовольство таким поворотом событий и осадил правительство, заявив, что поставленные задачи должны быть реализованы даже в сложных экономических условиях.
Подготовка стратегии до 2030 года, которую минфин РФ на этой неделе вносит в правительство, проходит в условиях стагнации экономики и настойчивых требований президента РФ найти деньги на исполнение всех обещаний без ослабления бюджетной политики. Из документа следует, что пенсионные обязательства бюджета, вероятное падение доходов от экспорта сырья, сокращение налоговых поступлений и резервного фонда в условиях наращивания социальных и военных расходов рискуют еще больше расбалансировать бюджетную систему страны.
В основу бюджетной стратегии положен консервативный сценарий долгосрочного макропрогноза минэкономразвития, в соответствии с которым средние темпы роста экономики РФ до 2030 года не превысят 2,5%. При этом, согласно прогнозу минфина, по-прежнему сохраняются риски того, что даже таких темпов роста не удастся достичь.
Стратегия предполагает, что бюджет будет дефицитным весь расчетный период, а дефицит – покрываться в основном за счет госзаймов, которые станут фактически единственным источником его финансирования. В результате госдолг вырастет до 18,2% ВВП к 2030 году – при определенной минфином максимальной планке в 20% ВВП – с 12,0% ВВП в 2013 году.
Согласно расчетам Минфина, в период с 2017 года по 2020-й – на горизонте действующих или обещанных госпрограмм, но за пределом утвержденного трехлетнего бюджета – не обеспеченные доходами обязательства казны достигли 5,6 трлн рублей утвержденные и еще 4,2 трлн обещанные, и это при текущих высоких ценах на нефть. В качестве рецепта минфин предлагает сократить расходы и подумать над повышением налогов на сырьевой сектор. В противном случае придется либо повышать прочие налоги, либо отменять бюджетное правило и увеличивать ускоренными темпами госзаимствования.
«В условиях прогнозного периода для обеспечения сбалансированности федерального бюджета в 2017 году необходимо сокращение... расходов на 1,247 триллиона рублей, в 2018 году – 1,655 триллиона рублей, в 2019 году – 1,517 триллиона рублей и в 2020 году 1,142 триллиона рублей», – говорится в документе, который цитирует Reuters. С учетом дополнительных поручений президента и правительства по федеральным целевым программам, а также расходов, связанных с реформированием пенсионной системы, «дыра» может увеличиться еще на 4,2 трлн рублей в 2017-2020 годах.
Кроме того, авторы стратегии предупреждают о рисках падения ненефтегазовых доходов – налоговых и таможенных платежей, доходов от приватизации. По оценкам налоговой и таможенной служб, объем недопоступления доходов может составить в 2014 году 338 млрд рублей, в 2015 и 2016 годах – 562 и 792 млрд рублей соответственно. При этом минфин заложил в стратегию средства на реализацию «майских указов» Путина, которые оценил в 5,3 триллиона рублей до 2018 года.
Стоит отметить, что накануне в СМИ также появилась информация, что глава минэкономразвития Алексей Улюкаев представил премьер-министру Дмитрию Медведеву доклад, в котором поставил под сомнение достижение целей «майских указов» Путина, связав это с консервативным сценарием долгосрочного макроэкономического прогноза, которым пользуются ведомства при выполнении поручений президента РФ. При этом с «канцелярской» точки зрения реализация поставленных президентом задач оказалась почти стопроцентной.
Подобными расчетами оказался недоволен президент России Владимир Путин. Глава государства выразил уверенность, что власти могут и должны исполнить «майские указы».
«Мы знаем, что задачи поставлены очень серьезные, и достичь их даже в условиях бурно развивающейся экономики сложно», – сообщил глава государства сегодня на конференции ОНФ в Москве.
Путин полагает, что выполнить поставленные задачи можно. «Рецессия, которая там (на европейском рынке) и до нас докатилась в известной степени, но у нас рост по сравнению со многими странами Европейского союза, но темпы роста недостаточны для исполнения всех наших задач, но это не говорит о том, что мы должны, сославшись на это, отложить в сторону указы 2012 года и сказать, что мы не можем их исполнить. Я убежден, что мы можем исполнить их и должны это сделать», – подытожил глава государства.
Президент «выписал» рецепт, как реализовать поручения: если раньше источником выполнения распоряжений были нефтегазовые доходы, то в перспективе им может стать реструктуризация экономики.
«То, что сейчас происходит в мировой и европейской экономике, и то на нас отражается неблагоприятным образом, должно нас мобилизовать, а не воздействовать на нас как снотворное», – цитирует РБК главу государства.
«Майские указы» – это первые документы, которые Путин подписал после вступления на пост главы государства в мае прошлого года. В их числе – указы об экономической и социальной политике, здравоохранении, образовании и науке, об обеспечении граждан доступным жильем и повышении качества услуг ЖКХ.
Москва, Виктория Кравченко
© 2013, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».