Российским автозаводам выдадут 270 млрд рублей Предыдущие миллиардные вложения оказались неэффективны
Российские автомобильные концерны в 2014-2016 годах получат субсидии на общую сумму 270 млрд рублей из бюджета страны. Соответствующее постановление опубликовано на сайте кабмина. На осуществление научно-исследовательских и конструкторских работ, а также на проведение испытаний транспортных средств автозаводам в 2014 году отдадут 2,5 млрд рублей, в 2015 – 2,7 млрд, в 2016 – 2,9 млрд рублей в 2016.
На содержание рабочих мест в 2014 году производители авто получат 50,4 млрд рублей, в 2015 году – 54,1 млрд, в 2016-м – 57,9 млрд рублей. Субсидии на выпуск автомобилей, соответствующих нормам «Евро-4» и «Евро-5», в течение трех лет составят более 81 млрд рублей, на компенсацию энергозатрат – 19 млрд.
Как сказано в правительственном постановлении, субсидии выделяются в рамках госпрограммы «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности». Она предполагает, что к 2020 году доля добавленной стоимости в отрасли вырастет до 48%, а объемы российского производства легковых автомобилей – до 3,1 млн штук в год.
Российские власти в течение многих лет пытаются наладить дела в отечественном автопроме с помощью денежных вливаний и разнообразных льгот для концернов. Однако такие меры пока ни к чему не приводят. К примеру, в конце 2013 года было зафиксировано снижение продаж продукции «АвтоВАЗа», едва ли не самого проблемного предприятия российского автопрома. За десять месяцев 2013 года продажи концерна сократились на 12,8% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. Было продано, по данным самого производителя, 443,265 тысячи автомобилей. А сам «АвтоВАЗ» по итогам первой половины 2013 года «АвтоВАЗ» впервые с 2009 года стал убыточным. Компания получила убыток в 2,6 млрд рублей. Выручка упала на 7%, до 83 млрд рублей, а валовая прибыль – на 38% до 5,8 млрд.
Стоит напомнить, что 2010 году Счетная палата РФ проводила проверку расходования «АвтоВАЗом» госпомощи в размере 25 млрд рублей. Эти деньги должны были позволить предприятию сохранить «оборотные средства и средства для развития производства, за счет чего удержать свою долю на рынке (даже в условиях общего падения спроса), а также избежать массовых увольнений <...> персонала», говорилось в отчете СП. А Минпромторг прогнозировал, что бюджетные вливания и общие меры поддержки автопрома позволили бы автогиганту реализовать дополнительно 250 тысяч машин. Но этого не произошло, отмечали аудиторы. Кроме того, руководство «АвтоВАЗа» не спешило реализовывать антикризисные меры. С опозданием сокращалось производство машин, что стало причиной затоваривания. Не оправдалась и ставка на завоевание рынков Урала, Сибири и Дальнего Востока; не произошло и существенного роста продаж в рамках госзаказа, а из-за завышенного прогноза продаж резко снизились все финансовые показатели предприятия. В итоге, как отмечали адуиторы, все запланированные мероприятия не были исполнены либо не дали существенного эффекта, задача восстановления рентабельности была провалена.
Кроме финансовых вложений, российские власти пытаются поддержать интерес к автопрому и другими методами. Так, президент России Владимир Путин в 2009 году на встрече с работниками все того же «АвтоВАЗа» рассказывал, что приобрел себе автомобиль «Нива». Также, по некоторым данным, у главы государства есть «Запорожец» и «Волга» 1956 года выпуска. Позже был автопробег на «Ладе Калине».
Кроме того, правительство РФ пыталось пересадить всех чиновников и депутатов на российские автомобили, однако те до сих пор предпочитают иномарки.
Москва, Татьяна Пашкова
© 2014, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».