Мнение: Саудовская Аравия ведет всё более рискованную политику в мире Россия может начать большую войну с терроризмом
Сегодня появилась информация о том, что ответственность за теракты в конце 2013 года в Волгограде взяли на себя террористы из исламистской группировки «Ансар аль-Сунна».
Текст заявления был размещен на ряде исламистских сайтов, а видео моджахедов диверсионной группы «Ансар аль-Сунна» во главе с амиром Умаром опубликовано на YouTube. В видеоролике, размещенном 19 января, показаны два молодых человека, которые называют себя Сулейманом и Абдуррахманом и держат в руках автоматы. Утверждается, что именно они были смертниками.
Ранее МИД РФ указывал: «Мы не отступим и будем продолжать жесткую и последовательную борьбу с коварным врагом, который не знает границ и может быть остановлен только сообща. Преступные вылазки в Волгограде, как и атаки террористов в США, Сирии, Ираке, Ливии, Афганистане, Нигерии и других странах, организованы по единому лекалу, у них одни и те же общие вдохновители».
В свою очередь, сирийский министр информации Омран аз-Зоуби еще в начале января заявлял: «За терактами в Сирии, Ираке и России стоят одни и те же силы». «Если какая-то сторона обладает миллиардами долларов, то это не означает, что она может безнаказанно предпринимать террористические вылазки то там, то здесь», – отметил он.
Как пишет издание «Накануне», на фоне воюющих Сирии, Ливии, Ливана и Ирака ситуация в Саудовской Аравии относительно стабильна. Но королевство все глубже вязнет в метастазах нестабильности, порожденных «Арабской весной» и распространяющихся в регионе, в том числе благодаря финансированию из монархии. В частности, в разгорающейся войне шиитов и суннитов. Чем закончится экспансия Саудовской Аравии в условиях сокращения возможностей и роста числа недоброжелателей?
«Арабская весна» затронула монархии Аравийского полуострова незначительно. Волнения, там, где они были, удалось загасить вбрасыванием средств в социальные программы. Только в Бахрейн Саудовская Аравия ввела войска. Но без последствий «Арабская весна» не минула и Аравийский полуостров. Саудовская Аравия не пытается стабилизировать арабскую политическую среду. Напротив, от аравийских монархий исходит финансирование нестабильности и поддержка боевиков-салафитов.
Хотя внутри самого королевства сохраняется стабильность, теперь ему будет трудно отказаться от финансирования боевиков. В частности, потому что этот отказ ускорит гибель десятков тысяч воюющих салафитов и радикальных суннитов. Поэтому можно ожидать, что основные угрозы Саудовской Аравии будут исходить не от внутренних, но от внешних проблем.
Сегодня Саудовская Аравия – богатая страна, активно вмешивающаяся в международные процессы и пытающаяся влиять на них. Однако главным инструментом Саудовской Аравии выступают деньги. Противостоять своим региональным и глобальным противникам королевство пытается без собственной сильной армии и флота, без ядерного оружия, без развитой оборонной промышленности и науки, без самодостаточности в обеспечении жизни населения продовольствием и промышленными товарами.
Несмотря на высокие мировые цены на нефть, в последнее время экономическое положение КСА стало несколько сложнее. За 30 лет население королевства выросло в четыре раза – с 5 до 20 млн человек (по переписи 2010 года), а вместе с иностранными рабочими – до 28 млн человек. Соответственно, выросли потребности и запросы. Теперь КСА – не маленькая страна с гигантскими доходами, а крупная страна с прежними доходами.
Нефть все еще в цене, но ее производство в мире увеличилось. У королевства появились новые сильные конкуренты: Ангола, Мексика, Венесуэла. Резко нарастила добычу Россия, а США – крупнейший импортер нефти, сами собираются стать экспортером. Основными потребителями саудовской нефти теперь являются Китай, Индия и страны Юго-Восточной Азии, что усиливает мотивацию Запада опрокинуть политическую ситуацию в регионе. Королевство по-прежнему на 90% зависит от нефтяных доходов. Громко презентованные в 1990-е годы попытки развивать несырьевой сектор пока не удались. Растет доля нефти, которая потребляется внутри страны.
В этой ситуации внешняя политика Саудовской Аравии становится более рискованной. Затянувшийся сирийский конфликт уже перерос границы страны и вылился во внутриконфессиональную войну в соседних странах. Ирак сильно дестабилизирован из-за действий террористов – до 10 тыс граждан погибло только в 2013 году. Разгорается война в Ливане, растет напряженность в Иордании.
Поддержав конфликты в этих странах, Саудовская Аравия (которая действует на Ближнем Востоке с непрестанной оглядкой на «патрона» – США) теперь уже не сможет остановиться. Полыхающая суннитско-шиитская война уже втянула миллионы людей и требует все больше ресурсов.
Активная внешняя политика порождает конфликты. Из-за ситуации в Сирии и Египте королевство рассорилось даже со своими региональными союзниками: Турцией и Катаром. Ухудшились отношения и с другими монархиями Аравийского полуострова. Во время последнего саммита Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ, Golf Cooperation Council) в Кувейте другие пять монархий отложили ранее принимавшееся решение о сближении в конфедерацию.
Сегодня Саудовская Аравия втягивается в общий для исламского мира политический шторм. Внутри королевства видимого ухудшения политической ситуации пока нет, но зато внешние факторы, оставить на произвол судьбы которые Саудовская Аравия уже не сможет, вполне могут опрокинуть ее политическую стабильность.
Во многом будущее КСА будет зависеть от позиции США, которые до недавнего времени рассматривали Саудовскую Аравию как своего союзника в регионе. США имеют репутацию страны, которая никогда не прощала ущемление своих интересов и, тем более, нападений со стороны более слабых государств.
На этом фоне просто удивительно, что на протяжении десятилетий США спускали на тормозах враждебные действия со стороны граждан Саудовской Аравии. Никогда прежде ни одна страна мира безнаказанно не наносила США такой ущерб, как КСА. Тысячи убитых американцев – и никакой ответной реакции.
В частности, 15 из 19 угонщиков, участвующих в атаке на Нью-Йорк и Вашингтон в 2001 году, были подданными Саудовской Аравии. Однако от этого факта сама Саудовская Аравия не пострадала. После нападения на Всемирный торговый центр громко объявленная «война с терроризмом» странным образом была использована как предлог для нападения США на Ирак, Афганистан; для развертывания военных действий на Филиппинах, в Йемене, Сомали и в Западной Сахаре.
В неудачных для США войнах к 2977 погибшим в ходе террористических атак добавились еще 6794 жертв (и это не считая потерь частных армий). Известно, что Америка потеряла за десятилетие войн с террористами в Ираке, Афганистане и по всему миру, как минимум, 2 трлн долларов и тысячи человеческих жизней.
Тем временем, террористы убивали американцев и в самой Саудовской Аравии. Помимо взрыва в Дахране в мае 2003 года террористы-смертники убили 35 человек в Эр-Рияде в преддверии визита госсекретаря США Колина Пауэлла. В июле 2004-го были убиты трое американских военных. На той же неделе американский инженер похищен и обезглавлен. В декабре 2004 года имело место нападение на консульство США в Джидде; пять сотрудников были убиты.
В декабре 2010 года откровения портала Wikileaks позволили миру узнать, что американские дипломаты точно знают, что Саудовская Аравия является «самым значительным» источником финансирования суннитских террористических групп по всему миру.
Издание Global Research недавно писало: «В то время как Соединенные Штаты являются близкими союзниками с Саудовской Аравией и Катаром, хорошо известно, что основное финансирование групп боевиков в последние три десятилетия, в том числе и Аль-Каиды, в основном идет из Саудовской Аравии и Катара… Саудовская Аравия является крупнейшим в мире источником средств для исламистских военизированных группировок, таких как афганские талибы и Лашкар-э-Тайба, – и правительство Саудовской Аравии не желало остановить поток денег, вопреки всем просьбам…».
Даже если руководство Саудовской Аравии и не несет прямую ответственность за прямую поддержку антиамериканской деятельности, все же терроризм был бы затруднен без исходящих из королевства финансовых потоков. В том же «Отчете комиссии «9/11» утверждается, что без внешнего и весьма щедрого финансирования террористические атаки в США были бы невозможны:
«Нападение на США стоило где-то между 400 тыс и 500 тыс долларов. Боевики привезли с собой более 270 тыс долларов в Соединенные Штаты. А, кроме того, были оплачены проезд для получения ими паспорта и визы, поездка в Соединенные Штаты, расходы, понесенные за пределами Соединенных Штатов, и расходы, понесенные на людей, отобранных быть угонщиками, которые, однако, не были задействованы».
Сегодня многие в России и в других странах мира обвиняют США в потакании терроризму, в заигрывании с радикальными исламистскими группировками. С теми, с которыми сами США ведут борьбу. Как говорится, «плюрализм в одной голове – признак шизофрении».
Демарш Саудовской Аравии, отказавшейся от места в Совете безопасности ООН, можно расценивать по-разному, в том числе мало значащий эмоциональный шаг. Но в конце прошлого года мы уже увидели и материальные доказательства политической ссоры между США и КСА.
Франция уже попыталась занять для Саудовской Аравии место США в качестве поставщика оружия. В конце декабря 2013 года президент Олланд привез в королевство большую делегацию. Франция получила большие военные заказы. Но все же Франция это не США. Она может продать современное оружие, но не поможет при серьезных внутри- и внешнеполитических осложнениях.
В исламских странах все заметнее кризис светского государства, которые приходят в прямое противоречие с набравшим силу религиозным сознанием. Религия не допускает национализма; но без национального самосознания невозможно существование национальных государств.
Государство становится нелегитимным в глазах граждан, что открывает широкий простор для разных форм дестабилизации – от коррупции до сотрудничества с иностранными спецслужбами и свержения власти боевиками. И, как итог, во многих исламских странах перманентным стал политический кризис, а кое-где даже вооруженное противостояние.
Сегодня более чем в половине исламских стран (в 28 из 51) политическая система находится в неустойчивом положении. Налицо политический кризис. Центральное правительство там либо вовсе не контролирует территорию страны, либо эффективность этого контроля остается низкой.
В нескольких странах исламского мира национальное государство в лице центрального правительства не способно контролировать ситуацию на всей территории страны без иностранного военного участия. Речь идет об Ираке, Афганистане, Сомали, Судане, Чаде, Мали, Западной Сахаре, Палестине. Применительно к этим странам можно говорить о распаде национального государства.
В 17 из 51 страны исламского мира в последние годы имели место или все еще продолжаются локальные вооруженные конфликты. Среди этих стран Сирия, Ливия, Ирак, Афганистан, Чад, Мали, Судан, Сомали, Нигер, Нигерия, Индонезия, Пакистан.
Как будет складываться ситуация на Аравийском полуострове, во многом зависит и от России. Россия уже десять лет терпит иностранное финансирование действий боевиков на Кавказе. Судя по речи президента России Владимира Путина, теракты в Волгограде могут стать последней каплей, и после Олимпиады в Сочи можно ожидать начало «Сталинградской битвы» с терроризмом.
Катарские и саудовские СМИ давно ведут явную антироссийскую кампанию. Сегодня и в России все чаще звучат обвинения в адрес КСА. Возможные угрозы руководителя разведслужб и председателя Совета национальной безопасности КСА принца Бандара бин Султана, якобы высказанные им во второй половине 2013 года Путину, уже полгода обсуждают все российские СМИ.
Ввязаться в политический конфликт с КСА и другими монархиями Персидского залива Россия не могла, видимо, в силу политических соображений и в оглядке на США – могущественную «крышу» аравийских монархий. Однако Россия приложила политические усилия для помощи противникам КСА – Ирану и Сирии.
Разумеется, от открытого военного противостояния проигравших будет больше, чем выигравших. Нужно стремиться стабилизировать ситуацию, а не поощрять конфликт. Предпочтительно для России добиваться воздействия на королевство иными средствами. Лучшим из них, судя по всему, является создание совместно с Западом «Зернового ОПЕК» и повышение мировых цен на продовольствие.
И Россия, и страны Запада как никогда ранее нуждаются в свободных средствах. А богатая Саудовская Аравия и ориентированные на нее страны являются главными мировыми потребителями продовольствия. В этом случае Россия получит необходимые для ре-индустриализации средства, а Саудовская Аравия лишится «лишних» денег, часть которых уходила на финансирование боевиков.
Москва, Дмитрий Столяров
© 2014, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».