AMP18+

Москва

/

Падение рубля поднимает цены на машины и алкоголь

Девальвация рубля ударила по потребительскому рынку. Первыми отреагировали автодилеры, которые ждут повышения цен на автомобили в среднем на 10%. Не помогает сдержать их и то, что большинство массовых моделей собирают в России: здесь локализовано производство дешевых комплектующих, а дорогие узлы по-прежнему импортные. Существенного роста цен ждут также на рынках бытовой техники и алкоголя, пишет «Коммерсант».

О том, что из-за ослабления рубля дилеры в ближайшие месяцы ждут «серьезного повышения цен на новые автомобили, в первую очередь иномарки», «Ъ» рассказали несколько источников на авторынке. С 9 января курс доллара ЦБ вырос на 4,43% до 34,62 руб., евро – на 5,12% до 47,37 руб. (см. текст на этой же странице). Собеседники «Ъ» уточняют: «будет поступательная индексация на 1-2%, которая в целом может достигнуть 10%". Ряд дилеров уже начали сокращать предзаказ на новые машины, чтобы как можно дольше продавать текущие стоки по более низким ценам.

В автоконцернах проблему признают. Например, в GM говорят, что «ежедневно отслеживают курс рубля». «Пока мы не повышаем цены, но, если падение окажется долгосрочным, это неизбежно придется делать», – говорят в компании. В Renault отмечают, что «пока решения о росте цен нет». В Ford Sollers сообщили «Ъ», что с 1 февраля поднимут цены в пределах 1-2% на легковые автомобили, а решения о дальнейшей ценовой политике будут принимать исходя из колебаний курса рубля.

Дилеры утверждают, что автоконцерны уже уведомили их о грядущем повышении цен. В «Авилоне» (продает Mercedes, Hyundai, Ford и др.) сообщили «Ъ», что получили от производителей новые прайс-листы по всем имеющимся брендам. «Рост в ожидаемых границах 1-3%, ощутимо подросли цены на новые модели», – говорит директор по продажам дилерского центра Jaguar Land Rover «Авилона» Андрей Горшков. Он считает, это не окончательный в этом году ценник. При этом специальных акций и распродаж будет меньше: дилеры сокращают объемы заказов. В «Авилоне» отмечают, что текущий объем запасов предусмотрен на 1,5-2 месяца и автомобили, оставшиеся с 2013 года, продаются гораздо лучше из-за разницы в цене. «Это связано с девальвационным эффектом от роста курса основных валют, а также с подорожанием сырья, электроэнергии и бензина», – поясняет директор дилерских центров «Звезда Столицы» Mercedes-Benz ГК «Рольф» Ольга Петрова. «В 2014 году средняя стоимость автомобилей может вырасти до 10%", – полагают в «Рольфе». По оценкам агентства «Автостат», по итогам 2013 года средняя цена на автомобиль (с учетом отечественных брендов) в России выросла на 2,9% до $28,1 тыс., в 2012 году – на 3,1%. Эти показатели были ниже уровней инфляции (6,5% в 2013 году).

Президент ГК «Фаворит Моторс» Владимир Попов отмечает, что в связи с ослаблением рубля наблюдается временный всплеск спроса: потенциальные покупатели, которые раздумывали о покупке, опасаясь роста цен, все же решились на нее. Но, по его оценкам, «это временная тенденция, с ростом цен спрос обязательно упадет, что лишь усугубит общую стагнацию российского авторынка». В прошлом году продажи легковых автомобилей и LCV упали на 5,5%, в этом году PwC ожидает падения рынка в среднем на 3%. Подорожание цен на автомобили неизбежно из-за инфляции и колебаний валютных курсов, признает старший менеджер PwC в России Сергей Литвиненко.

Источники «Ъ» на авторынке объясняют «неизбежный рост» цен даже на иномарки отечественной сборки подорожанием комплектующих. В рамках режима промсборки автоконцерны должны к 2016-2017 годам достичь уровня локализации в 55-60% взамен на пошлины в размере 0-5% на импорт комплектующих. Но, говорят источники «Ъ», сейчас локализованы лишь дешевые комплектующие, например пластики или колеса. По данным «Автостата» на 2013 год, производство Toyota в России было локализовано на 15%, GM – на 20%, Nissan – на 31,7%, Volkswagen – на 50%. По ряду моделей уровень выше, например, для Renault Logan и Sandero – 75%. «Об импорте и говорить не приходится, утилизационный сбор почти полностью компенсирует снижение пошлин», – отмечает один из источников. В результате цены на иномарки массового сегмента в России (в том числе отечественной сборки) и так выше, чем в ЕС и США, хотя ряд более дорогих машин (в том числе премиум-класса) в России дешевле, чем в Европе. «Наиболее дешевый рынок сегодня в США, где разница с Россией – 10-30%", – отмечает Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала».

Аналогичного подорожания из-за роста курсов доллара и евро ожидают и на рынке бытовой техники и электроники. Представитель «М.Видео» Антон Пантелеев говорит, что пока компания имеет товарные запасы, которые закуплены по прежним ценам. Но в перспективе цены могут вырасти пропорционально курсам валют, признает он; наиболее чувствительна к таким колебаниям цифровая техника. «Это может произойти через один-два месяца, если курс не скорректируется вниз», – резюмирует господин Пантелеев. Глава PR-отдела Media Markt Анна Трофимова добавляет, что курсовые риски, как правило, закладываются импортерами на квартал или более длительный срок вплоть до года. «Все зависит от степени изменения курса евро и доллара: если рост составит 9-10% и более от среднегодового за 2013 год, то отпускные цены будут повышены», – говорит она, добавляя, что к повышению цен для конечных потребителей на рынке прибегают лишь в крайнем случае.

Москва, Дарья Неклюдова

© 2014, «Новый Регион – Москва»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Москва, Центр России, В мире, Общество, Политика, Россия, Скандалы и происшествия, Финансы, Экономика,