Чиновникам в России вновь позволят владеть бизнесом Эксперты видят в законопроекте лазейки для коррупционеров
Чиновникам могут разрешить владеть активами и не передавать их в доверительное управление, как того требует закон о противодействии коррупции, если владение ими не приводит к конфликту интересов. Соответствующий законопроект был принят вчера Госдумой в первом чтении. По мнению экспертов, в нынешнем виде документ является шагом назад в антикоррупционной политике.
Законопроект предлагает обязать государственных и муниципальных служащих передавать ценные бумаги, акции (доли участия, паев в уставных капиталах организаций) в доверительное управление лишь в том случае, когда владение ими приводит или может привести к конфликту интересов (ситуация, когда личная заинтересованность чиновника в виде возможности получения доходов влияет или может повлиять на исполнение им своих обязанностей), пишет сегодня «РБК daily».
В действующем законе «О противодействии коррупции» прописано, что госслужащие обязаны передать ценные бумаги, акции и паи в доверительное управление, в то время как в законе «О государственной гражданской службе» такая обязанность предусмотрена, только если владение акциями приводит или может привести к конфликту интересов. Депутаты согласились с тем, что нужно унифицировать требования, смягчив их.
Ко второму чтению депутаты собираются выработать более четкие критерии, когда госслужащие будут обязаны передавать свои активы в доверительное управление, говорится в заключение комитета по безопасности и противодействию коррупции. В документе утверждается, что конфликта интересов не возникает, если чиновники владеют паями открытых паевых инвестиционных фондов, акциями, полученными в результате «народных IPO».
«Единоросс» Александр Хинштейн считает, что обязанность госслужащих и депутатов передавать активы в доверительное управление в законе надо оставить, но сделать исключение для акций в таких «общенациональных учреждениях, как Сбербанк и ВТБ» (их передавать только при возможности конфликта интересов).
Хинштейн признает, что в принятом виде законопроект содержит коррупционную лазейку. «Что такое конфликт интересов? Допустим, есть губернатор, у него заместитель по дорожному хозяйству, жена замгубернатора по дорожному хозяйству возглавляет фирму, занимающуюся дорожным строительством. Есть конфликт интересов. А если жена заместителя губернатора по строительству занимается, например, поставкой медикаментов, то, следуя букве закона, конфликта интересов не будет», – привел пример депутат.
Зампред фракции КПРФ Сергей Решульский выразил сомнение, что ко второму чтению текст документа будет изменен, как предлагает Хинштейн, так как это «разворачивает законопроект на 180 градусов». «Если у депутата есть акции различных фирм, то он всегда будет заинтересован в том, чтобы они получали какие-то преференции. Было жесткое требование, что госслужащий должен отдать акции в доверительное управление, а теперь кто докажет, что есть конфликт интересов», – подчеркнул он.
Как отмечает руководитель калининградского антикоррупционного центра «Трансперенси Интернешнл-Россия» (признана иноагентом) Илья Шуманов, сейчас складывается неоднозначная судебная практика, которая дает многим государственным служащим избежать ответственности за неурегулированный конфликт интересов. Наличие связи между функционалом должностного лица и его личными интересом (интересами третьих лиц) устанавливают органы прокуратуры при обращении граждан. «По сути, эта инициатива является смягчением законодательства о государственной службе и шагом назад в российской антикоррупционной политике», – сделал вывод эксперт.
Москва, Алёна Лучистая
© 2014, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».