Волгоградский «Химпром»: государство и кредиторов водят за нос?
Волгоградский завод «Химпром» когда-то был одним из флагманов химической индустрии – оборонные заказы, рекордные объемы производства, первые строчки в списках основных налогоплательщиков региона. Сегодня это предприятие напоминает умирающее животное, над которым кружит стая стервятников. Еще с 2009 года там введено конкурсное производство, однако финансовым оздоровлением здесь и не пахнет. Под руководством команды «эффективных менеджеров» «Химпром» доведен до других рекордов: восьмимиллиардного долга перед энергетиками, и перспективой отключения от сетей «Газпрома».
Как пишет издание Moscow-post, даже поверхностный анализ работы предприятия говорит о том, что и государство, и кредиторов просто могут водить за нос. Вот уже пять лет под стоны о неплатежеспособности на «Химпроме» ведется активная коммерческая деятельность. К примеру, производство хладона с 2011 по 2013 год выросло на 100%, а ведь оно на заводе одно из наиболее рентабельных. За этот же период втрое вырос объем выпуска уникального продукта «Перхим». Лента новостей на сайте «Химпрома» непрерывно рапортует о наращивании выпуска отдельных видов продукции и расширении географии экспорта. Список можно продолжать долго, поэтому закономерен вопрос: почему же активно производящий, а, следовательно, и торгующий завод так прочно обосновался в долговой яме и кому это выгодно?
Как считает издание, нынешний менеджмент «Химпрома» выбрал весьма специфическую стратегию, которую образно можно назвать «выдоить корову до смерти». Химическое производство одно из наиболее энергоемких, и на вывод предприятия из кризиса с учетом всех положенных выплат за энергоресурсы (газ и электроэнергию) ушли бы долгие годы. Гораздо проще уже сегодня выкачивать из завода всю прибыль до копейки, при этом угрожая федеральным и региональным властям закрытием производства, что неминуемо приведет к социальному взрыву.
«Оздоровители» «Химпрома» прекрасно понимают: реальная остановка предприятия – дело долгое и политически непопулярное. По оценкам специалистов, на консервацию завода может уйти не менее двух лет, причем масса вопросов экологического характера так и останется нерешенными. К примеру, как и за чей счёт разбираться со старым «отстойником» завода, который в народе прозвали «белым морем»? Кстати, уже сообщалось в СМИ, что под ликвидацию «Химпрома» и расчистку «Белого моря» Минпромторг планирует выделить 11 млрд рублей – может быть это один из секретов такого стремления к закрытию предприятия – не каждому дается в жизни шанс «распилить» такую сумму.
«Белое море», шламохранилище «Химпрома»
Сейчас на «Химпроме» работает около пяти тысяч человек, а после остановки Волгоградского алюминиевого завода социальные последствия таких инцидентов воспринимаются властью особенно болезненно. Поэтому расчет менеджмента предприятия, судя по всему, элементарный: мы будем работать и зарабатывать, а от кредиторов спасет сердобольное государство, которое, кстати, тоже остается в дураках, потому что теряет налоговые поступления. Сегодня картотека по этим платежам составляет более 1 млрд рублей.
Издание также приводит возможную схему освоения прибыли с помощью нескольких фирм-прокладок. «Схема стара как мир – у афиллированных структур по завышенным ценам закупается сырьё, а затем следует продажа продукции по заниженным ценам, опять-таки, «своему» трейдеру. Именно так менеджмент завода работает, к примеру, по натру едкому – одному из наименований «химпромовской» номенклатуры – расхождение с реальными рыночными ценами составляет сто, а то и двести процентов. Вся прибыль оседает в фирмах-прокладках, а сам завод продолжает наращивать кредиторскую задолженность, которая сегодня превышает уже 10 млрд рублей», – пишет Moscow-post.
Еще один популярный прием самозащиты руководства завода – не только угроза закрытия, но и крайняя опасность производства. Всем известно, что «Химпром» относится к объектам «первой категории опасности». Как только кредиторы пытаются призвать руководство «Химпрома» к порядочности, управленцы сразу вспоминают об особом статусе предприятия и говорить о том, что рвануть может так, что мало не покажется и Кировскому району, и Волгограду в целом, отмечает издание.
Опасность такая действительно существует. Не случайно бывший конкурсный управляющий «Химпрома» Юрий Петрущенков писал в своей докладной главным акционерам предприятия от 14.11.2013 г.: «Если облако хлора накроет Волгоград, число жертв будет идти на десятки, если не на сотни тысяч».
Служебная записка в адрес акционеров ВОАО «Химпром» от конкурсного управляющего Юрия Петрущенкова
Казалось бы, при такой угрозе нужны экстренные меры предосторожности. Однако издание утверждает, что есть неопровержимые доказательства того, что для перекачки ядовитых жидкостей на завод закупались трубы с поддельными сертификатами качества. По данным издания, этот факт уже подтвердили на предприятиях, указанных в закупочной документации: Челябинском, Синарском и Первоуральском трубопрокатных заводах.
Служебная записка о махинациях с сертификатами от лица директора по снабжению и сбыту ВОАО «Химпром» А.А. Рыжонкова
Переписка директора по снабжению и сбыту ВОАО «Химпром» с официальным поставщиком труб ОТК ЧАО «Сентравис Продакшн Юкрейн» Крыловым С.Ю.
Однако эта переписка почему-то не привела к должному расследованию, хотя использование «левых» материалов – это большой риск, ведь почти каждый из производимых на «Химпроме» продуктов чреват гибелью людей. При этом, как утверждает Moscow-post, кроме завышенной цены на трубы (почти на 2 млн рублей) «интересные» управленческие шаги аукнулись «Химпрому» дополнительным ущербом в размере 4,5 млн.
По данным издания, не все гладко и в организационной схеме управления предприятием. В той же декабрьской докладной Юрий Петрущенков дословно пишет следующее: «В случае экологической или социальной катастрофы юридическая ответственность будет лежать на арбитражном управляющем и директоре ВОАО «Химпром» – им придется сесть в тюрьму». И недвусмысленно дает понять, что реальные решения о судьбе завода принимаются совсем другими людьми.
По данным издания, одним из таких «кукловодов» может являться Кирилл Федоров, который представляет в совете директоров предприятия главного акционера.
Причем, волгоградский завод далеко не единственный, который «оздоравливает» г-н Федоров. «В списке предприятий, в советах директоров которых он членствует, более двадцати наименований: от концерна «Калашников» до НПО «ЛУЧ». По свидетельству источников из бывшего и нынешнего менеджемента «Химпрома», именно Федоров является разработчиком стратегии, которая сегодня уничтожает завод», – утверждает издание.
Вторая личность, которая может быть ответственна за нынешнее состояние дел на «Химпроме» – Владимир Петров, правая рука и соратник Федорова. Он известен не только бурной биографией, но и тем, что его имя тесно связано с Борисом Березовским. Судя по данным СМИ, в качестве сотрудника консалтинговой фирмы Петров был замечен при поглощении Красноярского алюминиевого завода, возглавлял исполком созданной БАБом партии «Кедр», принимал участие в переговорах по покупке олигархом издательского дома «Коммерсант», и, кстати, участвовал в банкротстве еще одного химического гиганта – ОАО «Бор». Интересно, что его называли «теневым хозяином» БОРа, в точности как сейчас их с Федоровым называют теневыми хозяевами «Химпрома».
По данным Moscow-post, частью этой схемы являются и менеджеры СРО НАУ «ДЕЛО», которая принадлежит команде Федорова-Петрова и поставляет на ВОАО «Химпром» не простых конкурсных управляющих, а «высокоэффективных» менеджеров: Петрущенкова, Шемигона и т.п. Ну а то, что управленцы эти эффективны вовсе не для завода, а для узкого круга лиц – это история пытается умолчать.
В настоящее время против Юрия Петрущенкова возбуждено уголовное дело по ст.177 УК РФ (злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности). По прогнозам экспертов, не за горами возбуждение еще нескольких дел. Из всего этого понятно, что долго команде «эффективных управленцев» не протянуть, считает издание.
Сообщается, что на смену управляющему Петрущенкову пришел Виталий Шемигон, о профессиональных успехах которого, по данным Moskow-post, можно судить по двум фактам. Когда, под руководством Петрова и Федорова, господин Шемигон занимался судьбой нижегородского химпредприятия ОАО «Заря», его зам Борис Головин был задержан за взятку в размере 850 тысяч рублей. Как выяснилось, он собирал мзду с бизнесменов, которые желали прикупить по дешевке что-нибудь из имущества «Зари». К самому Шемигону у органов тоже есть претензии – по сообщению прокуратуры Ростовской области, он мог быть причастен к занижению цены при реализации имущества ОАО «Строительное управление Северо-Кавказского военного округа».
Судя по всему, команда Федорова-Петрова может готовить «Химпрому» такую же участь. Видимо поэтому объемы производства в последние три месяца резко упали: только за декабрь выпуск хлорного железа рухнул на 46%, карбида кальция – на 33%, хлорпарафина – на 90% и т.д. В свою очередь, резкое падение выручки не позволило вовремя рассчитаться за газ, и вот уже «Газпром» грозит предприятию полной остановкой производства. Похоже, что операция по ликвидации предприятия входит в завершающую фазу.
Москва, Екатерина Попова
© 2014, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».