AMP18+

Москва

/

ФМС обзаводится собственной полицией

Федеральная миграционная служба РФ планирует создать подразделение с полицейскими полномочиями. На официальном сайте подготовки правовых актов уже обнародован законопроект, подробнейшим образом прописывающий новые силовые возможности этой структуры. По мнению экспертов, документ копирует закон о полиции и является попыткой чрезмерного и необоснованного усиления полномочий ФМС, а также свидетельствует о размывании силовой основы государства, пишет «Независимая газета».

В проекте дается подробное описание действий сотрудников ФМС в случае невыполнения их требований. Речь идет о применении физической силы, спецсредств и огнестрельного оружия. Детально указано, в какой ситуации фэмээсовец может обыскивать подозрительных граждан, проникать в подозрительные квартиры и стрелять в подозрительных людей.

Например, в ст. 23 п. 1 (применение физической силы) говорится: «Должностное лицо иммиграционного контроля имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на органы иммиграционного контроля обязанностей… Должностное лицо... имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия».

В документе оговаривается, что запрещено применять огнестрельное оружие «с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен» сотруднику ФМС, если «указанные лица» не оказывают вооруженного сопротивления».

В законопроекте также прописывается и право сотрудников ФМС проводить собственное дознание.

По данным зампредседателя комитета по безопасности Госдумы Сергея Горовцова, все эти функции являются калькой соответствующих положений закона о полиции. Он считает, что ведомство непомерно расширяет собственные полномочия, пытаясь стать более влиятельным на фоне других министерств. Подобные попытки продублировать полицию и создать собственную «армию» время от времени возникают в различных структурах. «В случае с ФМС это избыточно, поскольку такими правами наделены в полном объеме в рамках действующего законодательства сотрудники полиции. Собственно, раньше к ним и обращались, когда возникали острые ситуации с мигрантами», – напоминает эксперт.

Директор «Левада-Центра» Лев Гудков объяснил стремление ФМС обзавестись подобием полиции желанием ведомства создать на своем поле «государство в государстве» с более полным функционалом, собственными источниками финансирования и силовыми структурами. «Они набрали как можно больше ресурсов. И есть риск, что ФМС может вывести себя из-под действия общих законов. Фактически речь идет о борьбе разных ведомств за сферы влияния и за распределение ресурсов», – полагает он. Эксперт считает нынешний процесс нездоровой тенденцией и признаком децентрализации государства. «Ведомства хотят быть неподконтрольными правительству, сами хотят выбирать и назначать себе и полномочия, и контроль за исполнением функций. Но это разрушение принципа разделения властей», – подчёркивает Гудков. И добавляет, что в данном случае ведомство получает право формулировать закон, которым будет определять и свою деятельность, и контроль над ней.

Президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов считает необходимым наличие структуры, которая будет контролировать соблюдение миграционного законодательства, борясь с его нарушителями – «особенно с организованной преступностью в этой сфере, потому что, по сути, корень зла именно в организованных преступных схемах». Однако эксперт сомневается, должна ли подобная структура входить в ФМС.

Как отмечает Ремизов, сложность проблемы в том, что ФМС, отвечая за реализацию государственной политики в миграционной сфере, оказывает государственные услуги – выдает разрешительные документы и т.д., но получается, что она же отвечает за контроль исполнения законодательства. «То есть подразумевается, что она должна контролировать нарушителей. Но нарушители часто нарушают это законодательство в сговоре с теми, кто оформляет разрешительные документы, с теми, кто оказывает госуслуги. С теми, кто реализует госполитику. Получается, что ФМС в качестве правоохранительной структуры, каковой она становится по этому закону, должна будет контролировать саму себя», – поясняет эксперт.

По его мнению, это неудачный вариант. Полноценную миграционную полицию следует развивать под эгидой МВД. «Получается, что свои провалы в реализации госполитики ФМС с удовольствием камуфлирует манипуляциями со статистикой. В принципе правоохранительная структура, которая будет профильно работать по нарушениям миграционного законодательства, нужна. Но в предлагаемом законопроекте заложен конфликт интересов», – уверен он.

При этом, подчеркивает эксперт, набор мер по борьбе с незаконной миграцией все равно получается половинчатым – ФМС не сможет полноценно бороться с преступностью в этой сфере, потому что там действуют «серьезнейшие преступные группировки с мощным силовым ресурсом».

Москва, Алёна Лучистая

© 2014, «Новый Регион – Москва»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках / Метки

Дальний Восток, Кавказ, Москва, Северо-Запад, Поволжье, Сибирь, Урал, Центр России, Юг России, Общество, Политика, Россия, Скандалы и происшествия, Нелегальная миграция, правительство РФ,