Минэкономразвития предлагает потратить из бюджета еще 3,5 трлн руб
Присоединение Крыма к России послужило поводом для чиновников заговорить об изменении бюджетной политики. Как стало известно РБК, Минэкономразвития предлагает увеличить расходы федерального бюджета в 2014-2016гг. на 2 трлн руб. и еще на 1,5 трлн руб. – в 2017г. Из суммарных 3,5 трлн руб. на развитие Крыма в эти годы предусмотрено лишь 800 млрд руб, передает РБК.
Несмотря на мрачные прогнозы экономистов, Минэкономразвития не утратило оптимизм. Чиновники министерства ждут, что в ближайшие четыре года федеральный бюджет получит от 2,5 трлн до 3 трлн руб. дополнительных доходов. Это станет возможным при базовом сценарии развития экономики: предполагается 1,1% роста ВВП в 2014г. (против 0,5% снижения при пессимистичном сценарии). Если все сбудется, Минэкономразвития предлагает изменить действующее «бюджетное правило» так, чтобы увеличить расходы бюджета на 3,25 трлн руб.
В 2014г. оно ожидает дополнительных доходов минимум в 815 млрд руб., в 2015-2017гг. 722, 483 и 577 млрд руб. соответственно. В документе есть и второй вариант расчета, согласно которому общая сумма дополнительных доходов за четыре года составит 3 трлн руб. (+378 млрд руб. к первому сценарию).
«Цифры по дополнительным доходам выглядят очень амбициозно, – заявила директор макроэкономических исследований Сбербанка Юлия Цепляева. – Ожидания по доходам так завышены, потому что есть не менее амбициозный план по увеличению расходов». В этом году, по ее мнению, федеральный бюджет может получить около 350 млрд руб. дополнительных нефтегазовых доходов (то есть 2,3 раза меньше 815 млрд руб., которых ждет Минэкономразвития). «800 млрд никак не получается, и в следующем году», – добавила Цепляева. Не согласен с расчетами министерства и главный экономист банка HSBC по России Александр Морозов. По его мнению, дополнительные доходы Минэкономразвития насчитало за счет падения курса рубля и все еще оптимистичных прогнозов по росту экономики. «По факту будет меньше доходов, потому что Минэкономразвития по-прежнему исходит из более высоких темпов роста, чем реальные», – сказал он.
Даже если дополнительные деньги и появятся, они сразу будут потрачены на компенсацию недополученных доходов – от приватизации и госзаимствований, отметил Морозов. По мнению эксперта, расходы в таком объеме, как планирует Минэкономразвития, можно профинансировать лишь одним способом – из Резервного фонда, в то время как по закону сверхдоходы от продажи нефти и газа должны туда перечисляться. Для того чтобы высвободить эти деньги, нужно менять так называемое бюджетное правило.
Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев заявил на этой неделе, что федеральный бюджет в 2014г. получит около 900 млрд руб. дополнительных доходов за счет курсовой разницы. Их надо пустить на инфраструктурные проекты, сказал он, напомнив, что по действующему закону сделать это нельзя. У министра финансов Антона Силуанова свои планы на эти деньги. Ими предстоит компенсировать недобор доходов от приватизации и запланированных заимствований, заявил он. В этом году планировалось занять около 800 млрд руб., напомнил Силуанов, а реально привлечь только половину этой суммы (по «Прайму»).
В надежде на рост доходов Минэкономразвития предлагает еще больше наращивать заимствования, увеличив бюджетный дефицит на 1%. Замглавы министерства Андрей Клепач на этой неделе заявил, что если оставить «бюджетное правило» в нынешнем виде, рост ВВП в 2014г. составит всего 0,5%. Если же изменить, то экономику удастся разогнать до 1,1%. В последующие годы рост ВВП за счет этой меры будет выше на 0,2-0,6 п.п. Это не стоит такой «жертвы», сказали тогда РБК эксперты.
Дополнительные источники финансирования дефицита от «модификации «бюджетного правила» до 1%" составят 719 млрд руб., подсчитали чиновники Минэкономразвития. В 2015-2017гг. это 775, 839 и 921 млрд руб. соответственно, в сумме – 3,254 трлн руб. за четырехлетку.
Позицию Минфина по этому вопросу высказал на этой неделе Антон Силуанов. Вместо того чтобы смягчать «бюджетное правило» и наращивать расходы, он предложил, напротив, его ужесточить. В нынешних условиях дорогих рынков, внешних и внутренних, Минфин предлагает «этот 1% корректировать в меньшую сторону, исходя из ситуации с возможностью заимствований на внутренних и внешних рынках».
Расчет необходимого объема займов упирается в реалистичность ключевых предположений по макропоказателям и рассчитанных на их основе параметров расходов, сказал РБК главный экономист банка ING в России Дмитрий Полевой. «Излишний оптимизм Минэкономразвития в прогнозах чреват недобором доходов и сложностями с исполнением бюджета со стороны Минфина, – заявил аналитик. – Поиск источников финансирования для дополнительных трат должен сфокусироваться на повышении эффективности уже утвержденных расходов». На этом должны сконцентрироваться и Минфин, и Минэкономразвития, добавил он.
Примерно такую же точку зрения высказывала глава Счетной палаты Татьяна Голикова. Она призвала сохранить «бюджетное правило» в своем выступлении на коллегии Минфина на этой неделе. Но позицию Минэкономразвития поддерживает первый вице-премьер Игорь Шувалов. По его мнению, изменение «бюджетного правила» – справедливое решение с учетом появления в России двух новых регионов. Немного увеличить госдолг России можно, считает вице-премьер.
Исход большой битвы между сторонниками экономии и повышенных трат в российском правительстве пока неясен. Премьер-министр Дмитрий Медведев на этой неделе лишь аккуратно заявил, что эта тема требует дополнительного обсуждения.
Кроме программы развития Крыма (около 650 млрд руб.), в 2014-2017гг. Минэкономразвития предлагает потратиться на развитие транспортной инфраструктуры (470,2 млрд, включая 155 млрд на строительства моста через Керченский пролив). Еще 408,5 млрд руб. за этот же период чиновники министерства хотят выделить на отраслевые госпрограммы. При этом из них всего 48 млрд руб. обозначены как «расходы инвестиционного характера».
Почти триллион рублей расходов Минэкономразвития запланировало в графе «Другие расходы инвестхарактера». Сюда включены расходы на федерально-целевые программы «Жилище» в 2011-2015гг., «Нацхимбио безопасность», «Пожарная безопасность».
На этом фоне совсем небольшие расходы предлагаются на поддержку малого бизнеса (14,4 млрд руб. в 2016-2017гг.), программу инновационных кластеров в регионах (20 млрд руб. на четырехлетку), развитие моногородов (80 млрд руб. до 2016г.). Кроме того, за счет наращивания дефицита федерального бюджета предлагается выделить дополнительные бюджетные кредиты регионам: по 200 млрд руб. – в 2014-2015 гг., по 100 млрд руб. – в 2016-2017гг.
Все эти цифры с большой вероятностью будут скорректированы после обсуждения в правительстве, считают эксперты. «Обычно Минэкономики готовится к затяжным боям, в том числе с Минфином, и закладывает свободную переговорную позицию, чтобы было что резать», – сказала Цепляева из Сбербанка.
Москва, Ольга Радько
© 2014, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».