В Госдуме предложили установить лимит в 15% для наценки на социально значимые продукты
В России торговую наценку на социально значимые продукты питания рекомендуют ограничить до 15%. Остановить практику необоснованного повышения цен предлагается за счет обязательства продавцов рядом с розничной ценой указывать закупочные цены от производителя. Представители фермерства считают, что установление лимитов на наценки смогло бы стимулировать продажи. Ритейлеры – против нововведения: государственное вмешательство в ценообразование только навредит и торговым сетям, и покупателям, пишут «Известия».
Установить лимит для наценки предложил депутат Госдумы Олег Нилов («Справедливая Россия»), подготовив поправки в статью 8 ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ». Как отмечает парламентарий, сегодня ценовое регулирование на продукты питания осуществляется во многих странах, в то время как в России нет никаких правовых ограничений для розничных сетей.
Согласно пояснительной записке к законопроекту, в РФ розничные наценки на отдельные группы товаров могут доходить до 100%, а в среднем составляют порядка 40-50%. Предполагаемая 15-процентная наценка – это разница между отпускной стоимостью товара производителем первому оптовому покупателю и ценой, которую заплатит конечный потребитель. В этом случае, по мнению инициатора законопроекта, ритейлерам не удастся обойти ограничение за счет фирм-посредников. В список социально значимых товаров, наценку на которые предлагается ограничить, включат муку, хлебные изделия, крупы, молочную продукцию и ряд других категорий товаров.
Документ также устанавливает требование к ритейлерам на этикетке размещать информацию о цене, по которой товар был реализован производителем, чтобы граждане имели представление о том, насколько цена была накручена, и делали соответствующие выводы. Депутат уверен, такая информация заинтересует налоговиков.
По мнению парламентария, в документе затрагиваются также интересы российских фермеров, ведь им нередко сложно разместить свой товар на прилавках, занятых иностранной продукцией, цены на которую зачастую являются искусственно заниженными, так как деятельность зарубежных производителей часто субсидируется. Нилов подчеркнул, что разработанный законопроект – не единственная мера, необходимая для решения практики необоснованного повышения цен, и России необходимо будет предусмотреть дотации отечественных сельхозпроизводителей.
Представители российского фермерства считают, что установление лимитов на наценки смогло бы стимулировать продажи, поскольку цена на товары была бы стабильней. Одновременно с этим они утверждают, что в законе необходимо учитывать и сезонный фактор. Например, зимой молоко в дефиците и дорогое, а летом его много и оно дешевле.
У самих ритейлеров и специалистов по торговле тема регулирования цен вызвала достаточно негативную реакцию. Они полагают, что государственное вмешательство в ценообразование только навредит и торговым сетям, и покупателям. «Прежде чем задумывать такой закон, стоит разобраться, что такое торговая наценка. А это операционные издержки, которые надо покрывать. У нас перед глазами уже есть два примера того, как госурегулирование отразилось на отраслях. Аптечная отрасль, откуда почти исчезли дешевые товары вследствие такого хода, и страхование ОСАГО, рост цен на которое возник именно после того, как оно стало обязательным», – считает участник рынка.
Вопрос о необходимости ограничить наценки ритейлеров на продукты поднимается в Думе не в первый раз. В октябре прошлого года парламент уже отклонил схожий законопроект. Он предполагал, что на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечень которых устанавливает правительство РФ, торговая наценка не должна превышать 15% от цены реализации первому оптовому покупателю.
Москва, Виктория Кравченко
© 2014, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».