Россия планирует отдать китайцам строительство моста через Керченский пролив Такой «политический ход» может отодвинуть от проекта российские компании
Первыми иностранными инвесторами в экономику Крыма после присоединения его к России будут компании из КНР. Китайцев могут привлечь к строительству транспортного коридора через Керченский пролив стоимостью $1,2-3 млрд. При этом часть проекта, вероятно, будет проинвестирована в юанях.
По данным информированных источников, Минтранс готовится заключить с китайскими компаниями меморандум о строительстве транспортного коридора, который соединит Краснодарский край и Крым, пишет «Коммерсантъ».
Техническая модель проекта еще не утверждена – это может быть автомобильно-железнодорожный мост или мост и подводный тоннель. Меморандум может быть подписан во время визита Владимира Путина в Китай во второй половине мая. Предполагается, что участие в финансировании проекта примет частная структура – China International Fund Ltd (CIF), а строительством займется государственная – China Railway Construction Corporation (CRCC), сообщили источники, близкие к Минтрансу и «Автодору» (разрабатывает ТЭО проекта). Как отметил один из собеседников, существует вероятность «финансирования части строительства в юанях». По данным источника, участие китайцев «не отменяет того, что в проекте будут принимать участие крупные российские компании».
Напомним, проект строительства перехода через Керченский пролив активно прорабатывается в связи с присоединением Крыма к России. Заказчиком по проекту выступает дочерняя компания «Автодора» ОАО «Транспортный переход через Керченский пролив». К 1 ноября должны быть проведены инженерные изыскания и разработано ТЭО. Общая стоимость коридора оценивается в 45,36 млрд рублей, проектирование – в 1,64 млрд рублей. При этом, по данным источников, с тоннелем стоимость проекта может возрасти до $3 млрд.
Китай планировал инвестиции в Крым и ранее: в конце 2013 года КНР и Украина подписали соглашение о строительстве глубоководного порта близ Евпатории. Затем китайские компании рассчитывали принять участие в реконструкции Севастопольского морского рыбного порта, в строительстве в Крыму аэропорта, верфи и НПЗ.
«Участие в строительстве транспортного коридора может стать гарантией дальнейшего развития этих проектов, судьба которых пока неочевидна», – считает один из собеседников газеты.
Как отмечает директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин, участие в проекте китайских партнеров «во многом продиктовано политическими мотивами». «Окупаемость этого проекта неочевидна, поэтому появление китайских компаний можно объяснить их желанием укрепить свое влияние в регионе. При этом, скорее всего, инвестиции им будет возвращать российский бюджет, пусть и в течение длительного срока», – считает Блинкин.
Он отмечает, что Китай сейчас является мировым лидером по строительству дорог и мостов с дешевой рабочей силой, но «при этом у китайских компаний нет новых технологий в строительстве». «К тому же чаще всего китайцы привлекают к выполнению проектов собственные технические ресурсы и рабочих, поэтому российским компаниями будет сложно найти свою нишу, если заказ получит китайский игрок», – предупреждает Блинкин.
Москва, Алёна Лучистая
© 2014, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».