AMP18+

Москва

/

Путин создает новый антизападный союз Быть или не быть новому восточному альянсу?

«Путин создает новый антизападный союз» – так иностранные СМИ комментируют двухдневный визит президента РФ в Китай. Будет ли эта поездка иметь исторические последствия с геостратегической и экономической точек зрения? Если расчет Путина на поиск «новых друзей» оправдается, то стратегия Запада, заключавшаяся в политической изоляции России, потерпит полное поражение, констатируют аналитики.

«Путин создает антизападный союз» – сообщает в заголовке немецкая газета Die Welt. «Встреча российского президента Владимира Путина и председателя КНР Си Цзиньпина может иметь последствия, которые когда-нибудь назовут историческими с геостратегической и экономической точек зрения», – пишет обозреватель издания Кристоф Шильтц, имея в виду создание нового восточного альянса между Москвой и Пекином. «На данный момент пока неизвестно, насколько он будет антизападным в своей направленности, однако уже ясно, что, во-первых, больше всего от кризиса на Украине выиграет именно Китай». В будущем он сможет «еще лучше жонглировать между Востоком и Западом для того, чтобы продвигать свои национальные интересы». Во-вторых, «Путин ищет новых друзей: кризис на Украине и ледниковый период в отношениях между Москвой и Западом делают все более необходимым тесное политическое, экономическое и военное сотрудничество с Пекином».

Переговоры о поставках российского природного газа в КНР – на долгосрочную перспективу запланировано строительство двух новых газопроводов, способных поставлять до 70 млрд кубометров газа в год – показывают, насколько «сильно» сейчас давят на Путина. «Переговоры не двигались с мертвой точки более десяти лет, но теперь Москва, кажется, поддалась ради того, чтобы как можно быстрее заключить газовую сделку».

«Путин уже долгое время пытается добиться расположения Китая, но теперь – на фоне возможных экономических санкций со стороны Запада – ему нужны быстрые успехи, которые должны показать, что Россия все меньше нуждается в Западе и к тому же способна находить новых союзников», – пишет издание. «И если расчет Путина оправдается, то стратегия Запада, заключавшаяся в нажиме на Россию и ее политической изоляции в ответ на аннексию Крыма и беспорядки на востоке Украине, потерпит полное поражение», – подытоживает автор.

Все ожидали, что во вторник Москва и Пекин наконец-то подпишут газовое соглашение на 400 млрд долларов, утверждает обозреватель Foreign Policy Кит Джонсон. Но сделка не состоялась: стороны не сошлись в цене. «Это шок, удар по целям, которые поставил перед собой Путин, и напоминание о том, какое большое превосходство имеет Китай в области газовых сделок с крупнейшим поставщиком газа в Европу», – говорится в статье.

Судя по тому, что заключение контракта вновь отложено, Китай может позволить себе и в дальнейшем гнуть жесткую линию, считает автор. Причин тому несколько: «негативная реакция Европы после украинского кризиса усилила у России желание подключиться к крупному новому рынку в Азии»; у российских неосвоенных месторождений газа в Сибири мало потенциальных крупных клиентов, помимо Китая, в ближайшие годы предложение газа в мире резко увеличится, и у Китая будет еще больше вариантов на выбор.

Что дальше? По предположениям автора, Москва пошла на кое-какие уступки: «по некоторым сведениям, во вторник Путин выдвинул идею налоговых каникул для газовых месторождений, обслуживающих китайский рынок, что означало бы фактическое понижение цен поставок в Китай».

Но ключевые индикаторы другие: позволит ли Россия китайским компаниям иметь долю в добыче газа и строить газопроводы? «Оба шага помогли бы преодолеть разногласия из-за цен, но оба требуют, чтобы Москва кардинально изменила свой подход к развитию энергетики», – пишет автор.

Издержки «Газпрома» на строительство газопровода можно сократить на 60%, если пригласить китайские компании. «Но такой шаг потребует, чтобы Путин бросил своих давних союзников-бизнесменов. Посмотрим, что возьмет верх – желание Москвы заключить контракт с Китаем или традиционные, политические соображения», – подытоживает издание.

«Китаю и России не удалось достичь соглашения по газовому проекту» – констатирует The New York Times.

«Учитывая политический и торговый стимулы, это стало неожиданным результатом для всех – и для «Газпрома», – считает старший научный сотрудник Оксфордского института энергетических исследований (Oxford Institute for Energy Studies) Джеймс Хендерсон.

Однако Китай не торопится подписывать сделку, отмечает старший аналитик Института энергетики (Institute of Energy Economics) в Токио Шоичи Ито. «До середины 2020-х годов Китай получит достаточно газа из Центральной Азии, а теперь из Мьянмы», – сказал он.

поддерживал официальный нейтралитет относительно действий России на Украине, но его позиция начала меняться в пользу Москвы из-за «довольно плохой» обстановки в отношениях между Китаем и США, заявил профессор международных отношений Китайского народного университета в Пекине Ши Иньхун. Если газовое соглашение продвинется в ближайшее время, отметил Ши, то это станет «контрактом по финансовой помощи России под прикрытием торгового платежа».

Какие последствия для Запада будет иметь сделка между Китаем и Россией? Об этом размышляет Лука Паньи в La Repubblica. Даже если соглашение будет подписано, это еще не значит, что данный факт не будет иметь положительного значения для Европы. Таково мнение сотрудника Института международных исследований в Милане Маттео Верда. «Речь в большей степени идет не об угрозе Европе, а о диверсификации бизнеса. Путин и «Газпром» хотят открыть параллельный рынок. Следует принять в расчет и то, что для обеспечения Китая газом будут использоваться другие месторождения, не те, из которых газ поступает в Европу». По мнению аналитика, открытие альтернативного рынка может иметь положительные последствия и для Брюсселя: «Нет ничего плохого в том, что Россия ищет других покупателей газа, это означает придание большей стабильности счетам Кремля. Поскольку Европа – ведущий рынок для Москвы, нестабильность российской экономики незамедлительно отразится на Европе. В любом случае, переговоры носят более символический, чем реальный характер».

Во вторник при встрече в Шанхае президент Путин и его китайский коллега Си Цзиньпин вели грандиозные разговоры о новой фазе сотрудничества своих стран, пишет в блоге The Washington Post обозреватель Саймон Деньер.

По мнению автора, у этих политиков есть кое-что общее: «оба – сильные, авторитарные правители, оба – пламенные националисты и жаждут противодействовать влиянию Вашингтона в регионе, хотя и разными способами». А на этой неделе Путин и Си нашли между собой еще кое-что общее.

«В своем совместном заявлении оба упомянули о праздновании 70-летия окончания войны – годовщины, которая будет только в следующем году. Казалось бы, странный приоритет, но оба уже некоторое время намереваются нажить максимально возможный политический капитал на вкладах своих стран в разгром фашизма», – говорится в статье.

По мнению автора, хотя Россию и Китай объединяет недоверие к США, друг к другу они по-прежнему относятся настороженно (газовое соглашение не подписано, «Китай, возможно, испытывает легкий дискомфорт из-за аннексии Крыма Россией»).

Но, похоже, Си и Путин нашли общий язык по еще одному, как минимум, животрепещущему вопросу. «В России Путин ужесточает цензурирование интернета, чтобы надеть намордник на своих критиков. Си уже отлично в этом разбирается», – пишет автор.

Москва, Ольга Радько

© 2014, «Новый Регион – Москва»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках / Метки

Балтия, Дальний Восток, Запорожье, Кавказ, Киев, Кишинев, Крым, Москва, Одесса, Приднестровье, Севастополь, Северо-Запад, Абхазия, Днепропетровск, Донбасс, Львов, Поволжье, Сибирь, Ужгород, Урал, Харьков, Центр России, Юг России, В мире, Конфликт на Украине, Общество, Политика, Россия, Финансы, Экономика, Китай,