Регионы не спешат вводить двухуровневую модель выборов мэра
Регионы не будут спешить с реализацией нового закона о реформе местного самоуправления и с переходом на новые модели организации МСУ, а Кремль не будет их торопить. До осенних выборов лишь один регион может перейти на так называемую двухуровневую систему власти в городах, которую разработчики закона изначально хотели распространить повсеместно.
В понедельник президент Владимир Путин подписал закон, дающий право региональным властям выбрать одну из четырех моделей формирования местных органов власти. На выбор модели дается полгода. Первоначально основным замыслом реформаторов был переход на двухуровневую модель: население избирает районные думы, а те формируют городскую думу, которая избирает мэра и участвует в назначении сити-менеджера (другие модели предполагают в том числе прямые выборы мэра и гордумы). Но, как удалось выяснить РБК, двухуровневая модель в ближайшие месяцы может появиться лишь в Челябинской области. Там уже готовятся к проведению общественных слушаний по вопросу о выборе новой системы, передает РБК.
«Если решение о двухуровневой системе поддержат граждане на общественных слушаниях, а также депутаты на местном уровне и областной парламент, то Челябинская область может перейти на новую модель», – говорит вице-губернатор Руслан Гаттаров.
Вопрос о введении новой системы на высоком уровне обсуждался помимо Челябинска лишь в нескольких регионах, но там он остается нерешенным. Например, в Татарстане у существенной части элиты есть желание перейти на двухуровневую модель, говорит член президиума регионального Госсовета, коммунист Хафиз Миргалимов. Но из-за сопротивления местных властей вопрос отложили. «Решение надо будет принять только к следующим выборам в 2015г.», – отмечает он.
Главная причина молчания регионов – отсутствие сигналов из Кремля. Губернаторы явно ждали, что получат хотя бы намек от Владимира Путина на заседании президентского совета по местному самоуправлению, которое проходило в понедельник, но и там никаких установок регионам не дали, говорит собеседник, участвовавший в подготовке мероприятия.
Ждать сигналов из Кремля губернаторам не надо, говорит источник РБК, близкий к администрации президента. «Закон дает регионам возможность выбрать оптимальную модель, и никто на них давить в этом вопросе не будет», – подчеркивает он.
В Кремле молчат потому, что до осени там думают только о региональных выборах, которых на этот раз будет очень много, а контролировать регионы в сфере МСУ пока просто не успевают, предполагает политолог Ростислав Туровский. Кроме этого в администрации президента опасаются возможных конфликтов между районными и городскими думами, которые очень вероятны при двухуровневой системе, считает политолог. Поэтому там хотят вначале проверить действие закона на отдельных регионах, как Челябинская область, где точно не будет массовых протестов, резюмирует Туровский.
В отсутствие же сигнала из Кремля сами регионы не хотят спешить с выбором модели по трем причинам, говорят собеседники РБК. В некоторых регионах в принципе опасаются новой и неясной для них двухуровневой системы, говорит источник, близкий к администрации президента. Он напоминает, что на местах при поддержке некоторых министерств активно сопротивлялись идее распространить двухуровневую систему на все города и населенные пункты страны, и именно поэтому реформа была значительно скорректирована.
Есть и другая причина: большинству регионов пока нет смысла менять модель организации местного самоуправления, поскольку полномочия и финансовые ресурсы муниципальных властей еще будут отдельно уточняться в другом законе, который может быть принят не раньше осени, объясняет замдиректора разрабатывавшего концепцию законопроекта ИСЭПИ Александр Пожалов.
Третья причина: у регионов есть полгода для выбора модели, а спешить надо лишь тем, где в городах осенью пройдут выборы, отмечает депутат Госдумы и один из авторов закона Вячеслав Тимченко. «Крупных городов, где будут выборы, единицы, поэтому необходимости в экстренных изменениях нет», – утверждает он.
Скорее всего, двухуровневая система в итоге останется моделью для очень ограниченного количества регионов, в первую очередь тех, где у региональных властей есть серьезные проблемы с крупными муниципалитетами, считает политолог, член высшего совета «Единой России» Дмитрий Орлов.
Даже если сейчас регионы не перейдут на новую модель, то ничто не мешает им вначале принять закон, который сохраняет привычную для них систему, а через некоторое время ее сменить, отмечает Пожалов. Он добавляет, что в нескольких городах могут ввести институт сити-менеджера, в частности, дискуссия об этом идет в Астрахани и Чите.
Москва, Дарья Неклюдова
© 2014, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».