Михаил Веллер: Стране завтра кранты, а они все исправляют характеристики покойникам Дискуссия о Сталинграде отвлекает население России от реальных проблем
Инициатива по переименованию Сталинграда призвана отвлечь население России от реальных проблем. На самом деле нет никакого смысла в трате времени на проведение аналогий между сталинизмом и Сталинградом или вычёркивание Иосифа Сталина из истории. Надо искать предметы для гордости в своем сегодняшнем мире. Такое мнение высказал известный писатель Михаил Веллер. «Стране завтра кранты, а они все исправляют характеристики покойникам», – добавил также он.
«Когда надо отвлечь общественное напряжение – вбрасывают вопрос о захоронении Ленина, агрессивности США, осквернении святынь и переименовании Сталинграда. Чтоб не посягали на 13% подоходный налог для миллиардеров, не вопили о снижении нищенских расходов на медицину и образование, не рыдали по угоняемому за бугор национальному капиталу и не грезили сменяемостью власти. И мыслящая интеллигенция, со скорбным достоинством несущая груз умственного превосходства над народом – с резвостью сметливой собачки бросается вдогонку за брошенной палкой: скорей догнать, схватить, принести», – отметил Веллер в своём блоге на «Эхе Москвы».
Он подчеркнул, что история мифологична по своей сути. Фильтруя и структурируя огромный информационный массив истории, народ вычленяет из нее и осознает свою биографию в соответствии со своими потребностями в силе, славе и справедливости. Сильная и славная биография народа не только делает аморфную людскую массу единым социумом с едиными вехами на историческом пути – но и олицетворяет возможность дальнейшего исторического движения, гарантирует перспективу, отметил Веллер.
«Коллективное бессознательное, если угодно, таково, что история (биография) народа может быть только позитивна: удовлетворять потребность в самоуважении и гордости. И социально-историческое пространство организовано таким образом, что в обязательном порядке наличествует уровень персонификации народных качеств. В зале истории – своя строгая планировка, и на строго отведенных им местах стоят обязательные пьедесталы. Для первого поэта, для главного героя, для великого государя, великого полководца, великого реформатора, для спасителя отечества, для святого. Это и называется архетипами. Фигуры на пьедесталах могут заменяться – царь на Ленина и обратно, – но расклад фигур всегда останется тем же», – констатирует Веллер.
При этом в то время когда историка интересует правда, народ интересуют доблести, подвиги и собственная правота. Это касается и роли в истории Сталина, уверен Веллер. «Доблести и пороки смешаны в великих в тех же пропорциях, что в сирых и малых – но масштаб личностей и деяний огромен, и масштаб раздувает их качества до исторических размеров. Вот и до товарища Сталина добрались. Маленький, сухорукий, рябой, недоверчивый, коварный, мстительный, жестокий, властолюбивый. Уничтожил крепкого мужика раскулачиванием, казака – расказачиванием, выморил голодом миллионы на Украине и в Казахстане, а уж в войну людей не жалел и подавно», – напомнил писатель.
Он также подчеркнул, что закатились многие великие империи, но пролившие моря крови их цари и предводители – всегда будут вершинами истории своих народов. Народ не интересует, что Петр сам рубил топором головы стрельцам. Народ интересует величие, констатировал Веллер.
«Пик российского величия остался позади. Ничто не вечно. И фигура, персонифицирующая пик этого величия, всегда выглядит гигантской. Ибо стоит на горе из людей больших и малых, сильных и слабых, важных и незначительных, из их свершений и делишек, великих побед и безмерных преступлений. Этот навоз истории каменеет со временем и превращается в гранит истории, и эта гранитная поднебесная пирамида и есть пьедестал великого государя. И за далью дел и времен он видится снизу совсем не таким, каким был вблизи: тень его падает на облака, и тень его дел покрывает державу и долго еще указывает будущее тем, кто способен его увидеть. Короче, замучитесь вы Сталина из истории вычеркивать», – подчеркнул он.
При этом Веллер считает, что не следует ставить равно между сталинизмом и Сталинградом. «Это к Сталинграду отношения не имеет! Как галифе к Галифе, наполеон к Наполеону, оливье к Оливье. Семантическое расподобление. Не было никогда такого города – Волгоград. За ним нет истории и нет смысла. Это название-негатив, название-заместитель, название-суррогат, название-никакое, абы не Сталинград, так и Царицын был тогда не очень. Сталинград – это стало главное слово войны. За словом Сталинград стоял главный смысл войны: мы все-таки превозмогли, мы сильнее, мы переломили хребет фашистскому зверю, в этом слове была радость силы и славы, уверенность в том, что теперь-то точно победим, дело идет к победе; в этом слове была гордость, и отмщение, и военное превосходство, и праздник победы. Слово стало символом нашего превосходства и грядущей победы», – выразил уверенность писатель. Он подчеркнул, что «Сталинград – место этого слова» и «его Родина».
Более того, по мнению Веллера, дискуссия сейчас ведётся в российском обществе ни о том. «Хорошо бы, чтоб этим кончились, наконец, наши пафосные фанфары о бесконечной войне, и мы нашли бы хоть чем-то гордиться в своем сегодняшнем мире. Стране завтра кранты, а они все исправляют характеристики покойникам», – заключил Веллер.
Напомним, вернуть Волгограду прежнее название предложил один из ветеранов войны – участников встречи во Франции 6 июня. Президент Владимир Путин на это ответил, что «жители должны провести референдум, определиться», «как жители скажут, так и сделаем». Также в поддержку переименования уже выступили коммунисты и вице-премьер Дмитрий Рогозин. Глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин добавил, что «слово Сталинград уже живет жизнью, независимой от имени Сталина».
Переименование Сталинграда в Волгоград произошло в 1961 году. По данным социологов, лишь четверть жителей Волгограда сейчас поддерживают идею возвращения прежнего названия. Большинство горожан считают нынешнее название родным и не хотят ничего менять.
Москва, Алёна Лучистая
© 2014, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».