AMP18+

Москва

/

ННК – ПНК: «развод до свадьбы»

На фоне «украинского зарева» меркнет большинство внутрироссийских событий, еще недавно претендовавших на роль сенсаций. Однако даже грохот приграничной канонады не заглушил резонансный скандал вокруг борьбы за крупнейшего в стране производителя инертных стройматериалов – ОАО «Первая нерудная компания» (ПНК).

Эта «дочка» ОАО «Российские железные дороги» объединяет 18 щебеночных заводов с суммарным выпуском порядка 13,4 млн т нерудных материалов. Из них три четверти закупаются РЖД – основным потребителем щебня в РФ (до 40 млн т в год). В декабре прошлого года Совет директоров транспортной монополии решил расстаться с непрофильным активом. В феврале 2014 года 75% минус 2 акции выставлены на организованный ЗАО «Банк ВТБ 24» конкурс по стартовой цене 4,857 млрд рублей. В качестве супер-бонуса априори подразумевался «вечный подряд» на поставку продукции ПНК железнодорожникам.

Помимо финансовой состоятельности от потенциальных покупателей требовалось соответствие жестким квалификационным критериям (профильная выручка – от 1 млрд рублей, наличие лицензий на ежегодную добычу не менее 1 млн кубометров в период от 5 лет, безубыточность и т.д.). С учетом столь высокой планки и сложностей отбора сроки рассмотрения заявок и подведения итогов неоднократно продлялись. К маю 2014 года через согласования с ФАС и конкурсной комиссии прошли 3 кандидата на роль «зятя РЖД». Два из них представляли Челябинскую область: аффилированное с Магнитогорским меткомбинатом ЗАО «Южуралавтобан» и ООО «НК «Бердяуш», чьим единоличным собственником с 2014 года открыто выступает сын Генпрокурора России Артём Чайка. Но большинство экспертов прочило победу московскому ОАО «Национальная нерудная компания» (ННК) – межрегиональному холдингу Юрия Жукова, сопоставимому по масштабам с ПНК. Объединение двух ключевых игроков щебеночного сегмента позволило бы полностью обеспечить сырьевые потребности РЖД, успешно выйти на IPO и привлечь перспективных инвесторов из смежных отраслей (цементной индустрии и т.п.).

Неожиданно 8 мая ННК получено уведомление об отказе в допуске к торгам без указания причин. Победителем конкурса 20 мая признано ООО «НК «Бердяуш», предложившее за контроль над ПНК 4,8615 млрд рублей (т.е. всего на 0,093% или 45 млн рублей выше начального минимума). Внезапное снятие с дистанции основного претендента в отсутствие официальных разъяснений породило волну разнообразных слухов, зачастую муссирующих криминально-коррупционную тематику.

Понятно, что РЖД как заботливому «родителю» хотелось отдать «дочку» респектабельному «жениху» с незапятнанной деловой репутацией, однако четко прописать соответствующие квалификационные требования затруднительно. Тем не менее, такой госкорпорации, как РЖД, по силам оперативно изучить изнанку бизнеса у желающих «вступить в родство».

Даже открытые источники недвусмысленно указывают на прошлогоднее обострение уголовно-правовых проблем ННК, связанных с многолетним конфликтом из-за спорного отчуждения ОАО «Павловскгранит» у депутата Воронежской облдумы Сергея Пойманова.

В мае 2013 года СМИ сообщили об осуждении московского нотариуса Айгуль Карнауховой по ст.318 УК РФ за применение насилия к полицейским и возбуждении в СУ СК уголовного дела по факту нотариальной фальсификации, позволившей изъять почти 40% акций у совладельца «Павловскгранита».

Вскоре вышла серия публикаций о возбуждении в военно-следственном управлении СКР по Москве уголовного дела по ч.3 ст.163 УК РФ по факту вымогательства у Пойманова 9% акций ОАО «Павловскгранит». По данным РБК daily и других источников, в его рамках проводились обыски в офисах ряда компаний Юрия Жукова (включая «Клевер-групп», «ВЭБ-инвест» и «ВЭБ-управление проектами»), расположенных в здании Центра международной торговли на Краснопресненской набережной. Эти структуры отрабатывались на возможную причастность к поглощению «Павловскгранита».

Следующим этапом стало возбуждение еще одного уголовного дела, на этот раз по ч.4 ст.159 УК (мошенничество в особо крупном размере). По данным «Известий» и других СМИ, ГСУ СРК по Москве с конца августа 2013 года изучались обстоятельства хищения у Пойманова 100% акций ЗАО «Павловскгранит-ИНВЕСТ» и около 3,5 млрд рублей – у аффилированного ООО «Витэра». Согласно постановлению о возбуждении и принятии к производству уголовного дела, «в результате цепочки очевидно противоправных, хорошо спланированных и организованных действий неустановленных лиц были похищены 36,37% акций ОАО «Павловскгранит»

Впрочем, вряд ли дисквалификация ННК объясняется лишь настигшими «призраками прошлого». Ведь на момент первоначального одобрения ее кандидатуры конкурсной комиссией в апреле 2014 года все эти факты были давно известны и не стали препятствием к регистрации заявки. Значит, появились новые весомые аргументы против «бракосочетания» ПНК с компанией Юрия Жукова.

На некоторые размышления наводит хронология описанных событий, которые развернулись после смещения с поста президента ОАО «ННК» Константина Лашкевича и назначения на его место в Совете директоров вице-президента по продажам Дмитрия Сырова.

Дело в том, что среди участников нерудного рынка идут разговоры о кураторе коммерческого блока компании как создателе весьма специфической системы сбыта с эксклюзивными преференциями для особо приближенных. Якобы продукция отпускается на льготных условиях через проверенных годами посредников, обязанных своему покровителю карьерой и финансовым положением. Львиная доля сверхприбылей от таких операций достается статусному организатору этой схемы.

В свое время новоявленный «принц щебеночного королевства» стоял у истоков уральского щебеночного бизнеса, поэтому в числе его неформальных бизнес-контактов немало выходцев из этого региона. В определенном контексте упоминаются такие фамилии и названия, как Жаров, Мазур, Довбенко, Дериглазов, «Нерудная компания» и др.

Укоренившиеся в России «откатные механизмы» отнюдь не являются внутренним делом коммерческих структур, тем более, когда они претендуют на установление «родственных связей» с федеральными корпорациями. Компетентные органы активно практикуют правоприменение статей 201 и 204 УК РФ («Злоупотребление полномочиями» и «Коммерческий подкуп»), не говоря уже о налоговых составах. В этой ситуации непонятно, зачем стратегической госкомпании партнеры, которые в любой момент могут попасть под «силовой пресс».

Кроме того, очевидно, что наличие компромата превращает слабое звено топ-менеджмента в потенциальный источник инсайдерской информации, не только осложняющей конкуренцию за отдельные проекты, но и опасной для бизнеса в целом.

Трудно судить о достоверности всех этих версий, но показательно, что в борьбе за ПНК вопреки всем прогнозам победил конкурсант, ассоциирующийся с одним из влиятельнейших силовиков РФ. При этом «Национальная нерудная компания», сразу грозившаяся подать в Московский арбитраж судебный иск к отвергнувшим ее РЖД и ВТБ 24, почти месяц ограничивалась ни к чему не обязывающими жалобами в ФАС и Росимущество. Не исключено, что возможная утечка теневых сведений обусловила мучительные сомнения в перспективах эскалации конфликта, чреватого еще большими потерями…

Москва, Ангелина Попова

© 2014, «Новый Регион – Москва»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Москва, Урал, Центр России, Россия, Скандалы и происшествия, Финансы, Экономика,