AMP18+

Москва

/

Минпромторг отказался от жесткого запрета на импорт сложной медтехники Доступ к закупкам будет регулироваться в «ручном режиме»

Минпромторг официально отказался от жесткого запрета на импорт сложной медтехники с августа 2014 года. Глава ведомства Денис Мантуров сообщил о замене запрета «ограничениями» только секторов рынка общим объемом около $1-1,2 млрд в год, где работают не менее двух производителей из Таможенного союза.

Минпромторг больше не планирует запрет для госучреждений по закупке сложной медтехники иностранного производства, пишет «Коммерсантъ». «По итогам всесторонних консультаций мы решили перейти к практике ограничения вместо запрета, который предлагали ранее», – отметил Мантуров.

Напомним, весной 2014 года Минпромторг обнародовал проект постановления правительства, в котором предлагалось запретить государственным медучреждениям приобретать томографы, рентгенодиагностические комплексы и ряд других инструментов, если они были произведены за пределами территории России, Казахстана или Белоруссии. Предполагалось, что постановление вступит в силу 1 августа 2014 года. Инициатива ведомства вызвала резкую критику экспертного сообщества.

В новой редакции этого же документа, как следует из пресс-релиза ведомства, иностранные производители смогут участвовать в госторгах в том случае, если не было подано ни одной или была подана только одна заявка от претендента из какой-либо страны Таможенного союза.

Такой подход, предполагают в ведомстве, обеспечит здоровую конкуренцию среди отечественных производителей и поддержит инновационное развитие отрасли.

«Создание преференций для локальных производителей является верным шагом, однако здоровье пациентов должно оставаться главным приоритетом. Поэтому необходимо введение дополнительных индикативных систем, которые позволили бы отслеживать и сопоставлять социально-экономическую и клиническую эффективность российской и зарубежной медпродукции», – прокомментировала смену позиции Минпромторга глава Института экономики здравоохранения Лариса Попович.

При этом исполнительный директор Ассоциации международных производителей медицинских изделий Александра Третьякова считает, что необходимо разработать систему проверок фактического исполнения заключенных контрактов – далеко не все российские производители смогут существенно увеличить объем поставок своей продукции без потери качества.

«Минимальное число заявок на торгах стоило бы увеличить до трех – при участии только двух производителей высока вероятность сговора», – подчеркнула Третьякова.

Напомним, идея Минпромторга, поддержанная рядом крупных сборочных производств в России (АО МЛТ, НИПК «Электрон»), в том числе Союзом ассоциаций и предприятий медицинской промышленности, заключалась в том, что ограничения на госзакупки в сфере медтехники вынудят мировых игроков в этой области – GE, Phillips, Toshiba, Siemens – расширить российские сборочные производства сложной медицинской аппаратуры и степень локализации уже существующей совместной сборки. Исторически в России мощности и технологии, необходимые для такой локализации, имеются лишь на предприятиях в сфере военно-промышленного комплекса – сейчас преимущественно под контролем госкорпораций «Ростех» и «Росатом».

В настоящий момент на закупки системой государственного здравоохранения всей медтехники приходится около 25% от общих затрат системы, не связанных с расходами на персонал, – то есть порядка 200-250 млрд рублей в год. На медтехнику из списка прежней версии «запретного списка» приходилось около 15-20%, то есть речь шла о запрете закупок на сумму примерно $1-1,2 млрд в год. Изменение позиций в списке вряд ли изменит сумму теперь уже «списка для ограничений», а распространение «ограничений» на рынок перинатальной техники может даже увеличить эффект от происходящего в силу ее предстоящих закупок сетью новых перинатальных центров Минздрава с 2015 года, отмечает издание.

Как полагает директор Центра социальной экономики Давид Мелик-Гусейнов, смягчение позиции Минпромторга произошло после отрицательной реакции представителей медицинского сообщества на первую версию документа. По его словам, частота обновляемости продукции на рынке медтехники очень высока, поэтому в случае работы только с российскими производителями технологический уровень оснащения госучреждений будет отставать с каждым годом.

Впрочем, очевидно, что после роста российских рисков с весны 2014 года, когда рассматривалась первая версия проекта постановления, вероятность того, что предприятия «Ростеха» и «Росатома», как и частные производители медтехники, смогут в течение двух-трех лет легко найти инвестпартнеров на новые проекты, стремительно падает – «давление» на них по крайней мере временно неактуально, пишет издание.

Исходя из заявлений Минпромторга «смягчение» условно – доступ к «ограниченным» секторам рынка медтехники будет открываться и закрываться административным путем. Новая версия документа, как и старая, вряд ли будет содержать действенные механизмы ограничения неизбежного (в силу сокращения конкуренции за госзаказ) дальнейшего роста цен на медтехнику, закупаемую системой Минздрава, заключает «Ъ».

Москва, Алёна Соловьёва

© 2014, «Новый Регион – Москва»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках / Метки

Москва, Центр России, Здоровье, Политика, Россия, Скандалы и происшествия, Экономика, правительство РФ,