AMP18+

Москва

/

Российский авиабизнес готовится к кризису

image

Российские авиакомпании почувствовали приближение кризиса и готовятся «затянуть пояса». Ситуация в экономике такова, что авиаперевозчики вспомнили, что финансовый коллапс 2008 года начинался примерно так же.

Третья по величине в России авиакомпания – «Ютэйр» первой перешла в режим экономии. Перевозчик собирается избавиться от неэффективных маршрутов, сократить время наземного и технического обслуживания воздушных самолетов, уменьшить время обслуживания пассажиров и на треть сократить управленческий персонал, пишут «Ведомости».

Вчера правление авиакомпании утвердило программу повышения эффективности и оптимизации издержек на 2014-2015 годы. Как следует из сообщения «Ютэйр», значительное число дочерних и зависимых обществ группы будут ликвидированы либо реструктурированы. Таким образом в год «Ютэйр» планирует экономить 5 млрд рублей. Это существенная сумма для компании – выручка «Ютэйр» в 2013 году составила 67,7 млрд рублей.

Также компания планирует сконцентрироваться на сегменте бюджетных перевозок. «Ютэйр» откажется от развития премиум-сегмента и поэтому формирует флот самолетов в моноклассной компоновке (без бизнес-класса). Конфигурацию 28 из 33 самолетов Boeing 737-500 перевозчик уже поменял, новые самолеты – А320 и Boeing 737-800 – также в компоновке только экономкласса.

На столь жесткие меры «Ютэйр» идет не от хорошей жизни. Компания готовится к кризису в отрасли. «В первом полугодии 2014 года серьезно снизился средний тариф и один из главных критериев результативности отрасли – доход на выполненный кресло-километр (RASK), – говорит гендиректор «Ютэйр» Андрей Мартиросов. – Во II квартале такое снижение в процентах к аналогичному периоду прошлого года достигло двузначных значений».

В аналитических материалах компании говорится, что в марте этого года средний тариф у российских авиакомпаний был ниже показателей годичной давности на 10%. Например, билеты из Москвы в Санкт-Петербург в 2014 году стали дешевле на 17%, в Омск – на 36%, в Пхукет – на 40%.

Конкуренты «Ютэйр» также подтверждают, что отрасль на пороге кризиса. Источник, близкий к совету директоров «Аэрофлота», отметил, что глубина бронирования авиабилетов сократилась с четырех месяцев до трех. «Кризис 2008 года начинался так же», – подчеркнул он.

Впрочем, представитель «Трансаэро» сказал, что определенное сокращение глубины продаж авиакомпания отмечает в последние пять лет и в этом году тенденция сохраняется.

Директор компании по продаже билетов объясняет это нестабильной ситуацией в экономике, событиями вокруг Украины и введением невозвратных тарифов. Поэтому часть людей отказываются от раннего бронирования. А из-за падения рубля зарубежные поездки многим уже не по карману. «Так как мы работаем в рублевой потребительской зоне, авиакомпании только на этом сильно потеряли», – соглашается Мартиросов.

«Мы замечаем негативные тенденции, и в первую очередь замедление темпов роста рынка», – говорит представитель «Сибири». Поэтому компания уже несколько лет работает над повышением эффективности, не стремясь любой ценой наращивать пассажиропоток, добавил он.

В последние годы все крупные российские авиакомпании динамично наращивали флот, ставя на рост пассажиропотока, говорит начальник аналитического отдела агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Но из-за ухудшения макроэкономической ситуации прирост на международных рейсах сократился, а конкуренция на внутреннем рынке высокая. В итоге авиакомпании оказались в неприятной ситуации: количество самолетов избыточно, спрос надо стимулировать, а делать это можно только низкими тарифами. Системный выход для всей отрасли очевиден: сокращать провозные емкости, создавая искусственный дефицит, удерживать цены на высоком уровне, говорит Пантелеев. При сохранении кризисных явлений авиакомпаниям действительно придется не только сокращать издержки, но и, возможно, корректировать свои планы по пополнению флота, подтверждает Мартиросов.

Учитывая, что у авиакомпаний большая нагрузка по лизинговым платежам, номинированным в иностранной валюте, у российских банков доступ к дешевому финансированию будет все хуже и хуже, можно говорить, что период бурного роста завершится для большинства российских авиакомпаний, считает Пантелеев.

Москва, Алёна Соловьёва

© 2014, «Новый Регион – Москва»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Москва, Центр России, Общество, Россия, Скандалы и происшествия, Транспорт, Туризм, Финансы, Экономика,