Эксперты: отложенное соглашение об ассоциации Украины и ЕС – дипломатическая пауза Киев не собирается восстанавливать Донбасс
Встреча в Брюсселе 12 сентября не закрепляет юридически экономические отношения Киева и Евросоюза. Поэтому неизвестно, будут ли соблюдаться все договоренности де-факто. Однако это пауза, которая может позволить наладить диалог между Россией, ЕС и Украиной. Статус самопровозглашенных ДНР и ЛНР еще не определен, но вряд ли Киев будет способствовать восстановлению восточных регионов Украины. Эти проблемы обсуждали эксперты на круглом столе «Новые реалии украинской политики».
По итогам встречи 12 сентября в Брюсселе Киев, ЕС и Россия договорились, что с 1 ноября 2014 вступит в силу политическая часть соглашения о евроассоциации. Однако применение экономической части соглашения о зоне свободной торговли отложили до 31 декабря 2015, то есть больше чем на год. Пока стороны договорились о том, что ЕС сохраняет для Украины режим преференции, а Украина за это время не обязана выполнять экономические соглашения. Договор выгоден тем, что ЕС пока не будет вводить пошлины на украинские товары. Россия также оставляет режим свободной торговли с Украиной.
«У меня складывается впечатление, что компромисс, который был достигнут в Брюсселе – это некая уступка России, шаг навстречу <...> Решение по введению дополнительных импортных пошлин на довольно широкую номенклатуру продукции был бы дополнительным ударом по платежному балансу Украины», – высказал свое мнение заместитель директора Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв. «Это пауза, которая позволяет задуматься о том, как должны быть выстроены торгово-экономические отношения в треугольнике Украина-ЕС-Россия», – добавил он.
Но подозрителен тот факт, что участники переговоров в Брюсселе не закрепили результаты встречи документально. «Вроде бы соглашение выгодно для всех. Но возник вопрос юридического оформления соглашения», – отметил экс-министр экономики Украины, экс-представитель правительства Украины в Таможенном союзе Виктор Суслов. Остается неясным, дает ли ратификация юридическую гарантию, что не введут иные пошлины.
«Они (украинские власти – прим. ред.) будут стремиться сейчас к тому, чтобы эти договоренности были выполнены, но на короткое время. Как только они почувствуют, что есть определенная помощь со стороны международных экономических организаций (ЕС), все немедленно будет забыто», – заявил руководитель Центра стратегического развития стран СНГ Института Европы РАН, директор Института стратегического планирования и прогнозирования, профессор Александр Гусев.
Что будет с экономикой Донбасса, остается под вопросом. В лучшем случае, самопровозглашенные ДНР и ЛНР обретут особый статус и смогут беспрепятственно торговать с Россией. «Вероятно, усиление торгового обмена Донбасса с российскими регионами может послужить восстановлению Донбасса», – считает Суслов. По его мнению, не стоит рассчитывать на помощь Киева, который не хочет и фактически не может заниматься восстановлением разрушенной инфраструктуры Юго-Востока. К тому же, война продолжается, и в таких условиях сложно делать положительные прогнозы об экономическом прогрессе Донбасса.
«Статус этой зоны вводится всего на три года! Что будет после этого – совершенно непонятно», – отметил Суслов. В условиях войны и неустойчивости правового поля сложно рассчитывать на успешное восстановление Донбасса, а также на помощь сомневающихся инвесторов.
«Минские соглашения, эти 12 шагов, которые были подписаны, в значительной степени не решают проблемы взаимоотношения Донбасса и украинской власти <…> Мне кажется, это временное затишье, и те преференции, о которых говорят нынешние украинские власти по отношению к Донбассу, носят временный характер», – заключил Гусев.
Москва, Софья Метелкина
© 2014, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».