Рунету угрожает законодательная атака с «закручиванием гаек» Интернет в России не отключат, но цензура ужесточится
Российские власти вводят законодательные ограничения для интернет-ресурсов, и цензура действует даже на уровне страха. Обжаловать судебное решение по блокировке сайта невозможно, однако технически обойти ограничения пока возможно. Таким образом прокомментировали нынешнюю ситуацию вокруг Рунета эксперты отрасли.
Кандидат психологических наук, член штаба Пиратской партии России Павел Рассудов уверен, что с 2012 года Рунет постоянно находится под угрозой законодательной атаки.
«Вроде бы неплохо регулировать, в том числе и Интернет, но люди, которые это осуществляют, некомпетентны», – сказал он, подразумевая некоторых депутатов Государственной Думы и министра связи и массовых коммуникаций Николая Никифорова. В то же время, по его оценке, за происходящее напрямую ответственен президент РФ Владимир Путин, так как подписывает соответствующие законы.
Руководитель проекта «Роскомсвобода» Артем Козлюк отметил, что в Госдуму внесено уже 32 законопроекта, наиболее резонансными были законы о внесудебной блокировке сайтов, против пиратов и о блогерах. На деле уже неправомерно заблокировано около 170 000 Интернет-ресурсов (в процентном соотношении – около 93%).
Как выразился Рассудов, имеют силу даже неподписанные законы, а «цензура действует на уровне страха, и людей запугивают сегодня». Пугают ответственностью даже за раздачу «торрента» или за репост. Интернет-демократии нет и не будет, потому что государству это невыгодно – особенно во время выборов.
При этом, как считает член правления Ассоциации пользователей Интернета, директор по стратегическим проектам Института исследований Интернета Ирина Левова, ни российскому государству, ни западным службам отключение интернета в РФ невыгодно.
Во-первых, «интернет – это бизнес» – многочисленные денежные операции, банковские системы и тп опираются на сеть. Во-вторых, это удобное средство для ведения пропаганды. Поэтому интернет не хотят отключать, «а вот ограничивать доступ по аналогии с Китаем – судя по всему, по этому направлению мы движемся», – считает Левова.
«Защита детей», отечественного синематографа и пр. – лишь формальность, под которой скрываются конкретные цели. Исполнительный директор Ассоциации интернет-издателей Владимир Харитонов сказал, что эти законы издаются для целевых ударов – например, последний закон о СМИ направлен против «Ведомостей», закон о блокировке сайтов специально писался под Алексея Навального и Гарри Каспарова.
«То, что власть делает на протяжении последних лет – это шаги по постепенному закручиванию гаек в Интернете <...>. Будут только те сайты, на которые нам разрешат войти», – полагает Харитонов.
Член правления Ассоциации пользователей Интернета Дамир Гайнутдинов считает судебную тяжбу с государством непродуктивной. Если тебя или твой сайт внесли в черный список, нет возможности из него выйти – «если охота объявлена на сайт, то ему уже ничего не поможет».
Конечно, можно удалить «плохой» контент и отправить отчет государству – однако все бумаги государство «теряет». Например, Навальный удалил из своего блога некоторые посты. Однако последовало 2 месяца молчания. а в результате оказалось, что органам ничего «не приходило». При этом прокуратура и Роскомнадзор перекидывают вину друг на друга, уходя от прямой ответственности.
Гайнутдинов подчеркнул, что «все эти нюансы делают невозможным обжалование». Возможный выход – обращаться в международные судебные инстанции.
В результате, считает Харитонов, у граждан выход – обходить закон, «чем в общем мы в России всегда и занимались». В браузерах Opera, Яндекс и Google Chrome есть спасительная кнопка «турбо», которая открывает заблокированные сайты. Также можно пользоваться браузером Tor, который изначально предназначался для секретной информации морского флота США, отечественным чатом Telegram и старыми добрыми модемами. Поэтому «спасение утопающих – повышать техническую грамотность пользователей», – считает Харитонов
Однако Рассудов полагает, что «это стратегия ухода от проблемы». «Делаем вид, что цензуры не существует, – сказал он. По его мнению, дело не в техническом решении проблемы, а договоре с государством. «Если государство собирается выключить Интернет, то необходимо выключить государство», – сказал он.
Москва, Софья Метелкина
© 2014, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».