Шесть лет на падение уровня школьного обучения «Уравниловка» может стать одним из факторов разрушения отечественной системы образования
Последствия слияния школ в России в целом и в Москве в честности проявятся через 6 лет, когда уровень образования упадет, считает эксперт Центра научной политической мысли и идеологии Надежда Хвыля-Олинтер.
«Пилотный проект по модернизации столичного образования» внедренный в 2012 году должен был «выявив школы-аутсайдеры, которые имеют плохую репутацию и не пользуются спросом у родителей учеников, объединить их и подтянуть до желаемого уровня» и упразднить «проблемы не доукомплектования», – отмечает эксперт. На практике же объединение проходит «по территориальному признаку – объединяются рядом стоящие школы».
«Доходит до таких абсурдностей, когда школа с углубленным изучением английского языка была объединена со школой с художественным уклоном, а программа при этом усреднилась. В итоге – недоумение относительно проведенной реформы и жалость по отношению к детям, углубленное обучение которых по любимым предметам фактически прервалось» – констатирует эксперт.
Кроме того она подчеркивает, что «уже тогда высказывались опасения относительно пределов унификации и проблемы сохранения уникальных учебных заведений Москвы, рассчитанных на особых детей – одаренных, или же со специфическими потребностями».
В этом году опасения начали оправдываться. Сейчас в процессе реализации процесс объединения уникальной школы-интерната «Интеллектуал» с гимназией № 1588, а также Курчатовской школы с комплексом № 1189. «… Обратная сторона медали – разрушение системы работы с детьми с особыми потребностями» – отметила эксперт.
«Московские специализированные школы (для умственно отсталых детей, для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, с заболеваниями аутического спектра и т.д.) или закрываются, или включаются в состав комплексов. В обычных школах с такими детьми работать не умеют: здесь требуются малокомплектные классы, особые знания, навыки и таланты, медицинское сопровождение. Каким образом все вышеперечисленное будет организованно в больших учебных комплексах пока не ясно, а процесс обучения таких детей практически приостановлен, что компенсировать очень сложно», – считает Хвыля-Олинтер.
Эксперт также отметила, что инициировать создание школ-комплексов должны трудовые коллективы образовательных учреждений при поддержке родительской общественности, а как показывают опросы москвичей, подавляющее большинство граждан высказываются против идеи объединения.
Наряду с недовольством жителей столицы руководитель московского Департамента образования Исаак Калина, доказывая эффективность реформы, апеллирует к следующим данным за 2013 демонстрирующим рост числа московских олимпиадников-призеров и успешных сдач ЕГЭ.
«Однако руководителю департамента следует знать, что между реализованным управленческим решением и его результатом, как правило, есть некий временной люфт, и существенно повлиять за год на качество подготовки учеников невозможно. А успехи москвичей по сравнению с достижениями учеников из других городов могут быть связаны, скажем, с тем, что уровень образования в регионах постепенно снижается. Результаты проведенной реформы можно будет оценить только спустя несколько лет», – полагает Хвыля-Олинтер.
В частности, сопоставление разработанных в Центре политической мысли и идеологии Коэффициента жизнеспособности и Индекса успешности показало, что эффект следует ожидать спустя приблизительно шесть лет после оказанного воздействия на систему. При этом схожий процесс в 70-х годах ХХ века переживали передовые и отстающие колхозы и тогда «стремление к «уравниловке» стало одним из факторов разрушения сельского хозяйства в стране», – напоминает Хвыля-Олинтер.
«Анализ проводимой реформы наводит на мысль, что чиновники исходят не из интересов повышения качества образования, а из соображений экономии бюджетных средств и оптимизации вопросов управления. Последствия проводимой реорганизации проявят себя через несколько лет и, пока серьезных предпосылок к тому, что усреднение может существенно повысить образовательный уровень выпускников школ, нет» – заключила эксперт.
Москва, Инна Санина
© 2014, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».