Россия почувствовала кризис Граждане входят в режим экономии
Подавляющее большинство граждан России (79%) считают, что страна втягивается в экономический кризис. В этой ситуации значительная часть населения предпочитает экономить на отдыхе и развлечениях (52%), одежде (44%) и продуктах питания (36%). Каждый пятый житель РФ вынужден отказываться от покупки привычных продуктов из-за роста цен в последние недели. Об этом, как передает корреспондент NDNews.ru, свидетельствуют данные опроса «Левада-Центра».
Среди увидевших кризис 21% опрошенных затруднился сказать, как долго он будет длиться и насколько глубоким окажется, столько же опрошенных считает, что кризис будет длиться не менее двух лет, 19% – год или полтора, 16% считают, что кризис будет очень продолжительным, его последствия будут проявляться на протяжении многих лет, 8% – полгода, 4% – два-три месяца. Еще 12% опрошенных не смогли ответить на этот вопрос.
38% респондентам уже приходится покупать более дешевые товары длительного пользования и т.п., или вообще отказываться от их приобретения, 37% – экономить на питании, повседневных расходах, 22% – сократить затраты на развлечение, отдых или вообще отказаться от них, 11% – отказаться от покупки автомобиля, жилья, загородной недвижимости, 7% – тратить сбережения, 4% – сократить затраты на образование, лечение или вообще отказаться от них.
52% опрошенных сказали, что им приходится экономить на отдыхе и развлечениях, 44% – на одежде, 36% – на продуктах питания, 14% – на медикаментах и лечении. 14% граждан России не экономят вообще.
О росте цен на продукты, которые граждане РФ обычно покупают, сообщили 58% опрошенных. Каждый четвертый (22%) сказал, что из-за роста цен приходится отказываться от некоторых привычных продуктов. 11% респондентов заметили рост цен, но на продукты, которые редко или вообще не покупают, 6% не увидели изменений в ценах.
По мнению 55% респондентов, в течение ближайших месяцев цены на продукты будут расти привычными темпами, хотя 36% боятся, что рост цен будет катастрофическим. Еще 6% полагают, что цены будут колебаться на нынешнем уровне, 1% верит в их снижение. Аналогичная ситуация будет складываться, по мнению опрошенных, с ценами на одежду, обувь, бытовую технику, а также с тарифами на услуги ЖКХ и транспорт. 53% считают, что цены на одежду будут расти привычными темпами, 52% полагают, что так же будет происходить с тарифами ЖКХ и транспортом. О том, что цены на эти товары и услуги «будут катастрофически расти», сказали по 30% респондентов, о том, что они будет колебаться на нынешнем уровне, – 12% и 11% соответственно. По 1% верят в их снижение.
Рост курса доллара беспокоит 70% опрошенных. Основными причинами падения рубля респонденты называют снижение цен на нефть (53%), санкции Запада в отношении России (46%), слабость российской экономики (25%), действия российских валютных спекулянтов (24%), непрофессионализм Центробанка РФ (20%), а также действия зарубежных валютных спекулянтов (19%). Столько же опрошенных (19%) возложили ответственность на панику на валютном рынке, кредиты, полученные крупнейшими российскими компаниями на Западе/необходимость их возвращения (12%), попытки правительства/министерства финансов найти средства для выполнения социальных обязательств (10%).
В течение ближайших месяцев рубль будет падать, считает 26% опрошенных. Колебания на нынешнем уровне прогнозируют 43% граждан РФ. На возвращение рубля к осенним котировкам надеются 11% опрошенных, еще 2% полагает, что курс рубля вернется к тому, который был в начале этого года.
Опрос проведен 19 – 22 декабря 2014 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1600 человек в возрасте 18 лет и старше в 134 населенных пунктах 46 регионов страны. Статистическая погрешность данных этих исследований не превышает 3,4%.
Москва, Виктория Кравченко
© 2014, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».