AMP18+

Москва

/

«Гречневый» губернатор не справляется с кризисом Александр Карлин создает видимость бурной деятельности

Ситуация в Алтайском крае наглядно показывает, что опыт руководителя региона далеко не всегда повод для гордости. Александр Карлин уже почти 10 лет работает губернатором, однако кардинальных перемен в крае в лучшую сторону так и не произошло. Напротив, экономический кризис обнажил серьезные недостатки. Карлин знает, где и как «порешать вопросы», но о реальном губернаторском профессионализме здесь речи нет.

«Нет такого мало-мальски значимого крылечка в столице, на которое я бы не зашел и низко не поклонился. Миссия у меня такая – просить: у Минэкономики, Минфина и многих других», – признался в одном из недавних интервью алтайский губернатор. Видимо, именно по большой просьбе, в прошлом году он умудрился сохранить за собой пост главы региона. В условиях фактического отсутствия выборов кажется не столь важным, что проголосовали за него лишь около четверти избирателей. Выборы в Алтайском крае стали для политологов негативным примером: использование всех видов административного ресурса, отсутствие какой-либо конкуренции, минимальная явка и даже при всех этих условиях –72% голосов, обеспеченных соратниками из «Единой России». Однако никаких политических последствий в связи с низкой культурой организации выборов для вновь избранного губернатора не было.

Карлин всегда выходил сухим из воды. Даже когда отстранял неугодного мэра Барнаула Владимира Колганова или засвечивался в нелицеприятных историях с переделом собственности во время своего первого срока. Видимо, тогда тоже были результативные просьбы. Привело все это к тому, что нынешний экономический кризис в Алтайском крае чувствуется едва ли не острее всего в стране. И есть проблема: его даже по самой жалобной просьбе не отменить.

«Алтайская сказка» и гречневые потрясения

Очередная проверка на профпригодность нового-старого губернатора произошла почти сразу после его победы на выборах. Алтайский край один из первых ощутил дыхание кризиса и прославился на весь мир гречневой проблемой, когда прошлой осенью считанные дни цены на крупу взлетели до небес, подскочив даже по официальной статистике почти в 2-2,5 раза. Именно Алтайский край обеспечивает до 50% и более поставок крупы в стране, и потому губернатору пришлось оправдываться. Ситуацию попытались списать на то, в крае случился неурожай. Мол, это отчасти тоже повлекло рост цен.

На этом фоне очень странным выглядит совсем свежий рапорт управления Алтайского края по пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности и биотехнологиям. Там отчитались, что крупы алтайского производителя теперь поставляются жителям Соединенных Штатов Америки и Австралии (которые, кстати, ввели санкции против России). «Первооткрывателем» данного рынка стала группа компаний «Роса». Сообщается, что уже сейчас идут отгрузки и в розничные сети Германии, а также Великобритании, Греции, Италии, Франции, Испании, Швеции. На экспорт идет около 50% ассортиментного ряда. В алтайском отраслевом управлении еще при этом напоминают, что алтайские производители активно работают над увеличением объемов производства. «Так, в 2014 году в Алтайском крае зафиксирован исторический максимум по производству крупы. Предприятия мукомольной промышленности обеспечили 134 килограммами круп каждого алтайского жителя или 2 килограммами среднестатистического потребителя России», – отчиталось управление. Вот такой получился «неурожай» и дефицит.

Если сопоставить гречневый кризис в России и бравурный отчет о росте производства и экспорта крупы, напрашивается вполне очевидный вывод: алтайский кризис был явно искусственным, и, очевидно, губернатор должен был вмешаться. Если же он был не в курсе, то это еще печальнее: о каком профессионализме тогда здесь может идти речь?

Кстати, в 2010 году, когда цены на гречку в рознице выросли более чем в два раза, все поначалу также ссылались на неурожай, однако Федеральная антимонопольная служба по итогам проверок пришла к выводу, что на рост стоимости повлияли «четкие сговоры в оптовом звене». Сейчас, похоже, творится примерно то же самое. ФАС впервые признала нарушителями антимонопольного законодательства поставщиков гречневой крупы, но в Новосибирской области. Про Алтай, который, в общем-то, во многом и обеспечивает страну гречкой, – подозрительная тишина, которая может быть похожа на сговор во властных кабинетах. Возможно, опять же «по просьбе», в ноябре 2014 года Управление ФАС по Алтайскому краю заявило, что не обнаружило признаков сговора среди производителей и продавцов гречневой крупы в регионе.

Антикризисное обрезание

Борьба с кризисом в Алтайском крае носит в большей степени декларативный характер. По примеру президента в регионе с 1 марта 2015 года сокращена на 10% заработная плата лицам, замещающим государственные должности. В этом списке и губернатор, и его заместители, и начальники управлений и так далее. Однако такой подход вряд ли решит многочисленные проблемы с учетом того, что средняя зарплата в Алтайском крае, даже по официальным данным, упала даже не на 10%, а почти на 25%, и в январе составила 18 408 рублей (что, кстати, является самым низким уровнем в Сибири). Больше всего зарплата снизилась у работников строительной отрасли и торговли – почти на 35%, представителей рынка недвижимости – 41%, страхования – 42%. Самыми низкими зарплаты оказались у служащих гостинично-ресторанного сектора (12 309 рублей), а также у работников производства резиновых и пластмассовых изделий (12 725 рублей) и деревообрабатывающей промышленности (12 879 рублей). Даже только эти цифры наглядно свидетельствуют о том, что экономика региона стоит на краю пропасти.

При этом объемы промышленного производства за первые два месяца упали на 3,1%, что гораздо хуже общероссийского уровня. В обрабатывающей промышленности алтайского края зафиксирован провал и того больше – 4,7%, где за каждой долей процента стоят тысячи жителей региона. Наибольшее падение – в производстве транспортных средств и оборудования (-51,8%), в выпуск кожаных изделий и обуви (-27%), в металлургии (-24,1%), текстильном и швейном производстве (-24,2%) и так далее.

На этом фоне вроде бы нужны управленческие решения, которые могли бы сгладить ситуацию. В правительстве РФ, впрочем, кое-какие преференции и деньги Карлин все же выпрашивает, но постоянно попадает в СМИ по совершенно иным поводам: то он награждает ветеранов, то выступает экспертом по меду или мечтает о том, чтобы Алтай стал самым читающим регионом России. Все это конечно, вроде бы и должно присутствовать в работе главы региона, однако складывается впечатление, что губернатор просто-напросто имитирует бурную деятельность.

Депрессивная вертикаль алтайской власти

В Алтайском крае сейчас активно реализуется два масштабных проекта, которые создают видимость светлого будущего. Один из них – создание с 1 января 2016 года краевого правительства, которое заменит администрацию региона. Инициатором этих изменений стал губернатор Карлин. По его мнению, создание правительства улучшит качество управления и усилит общую ответственность за управленческие решения. Однако вовсе непонятно, что улучшится, если это правительство будет состоять из тех же персонажей, что и администрация. Очевидно, что вполне определенные структуры смогут сделать себе бизнес на новых табличках, печатях и прочих сопутствующих услугах, а губернатор станет совершенно никому не подконтрольным.

Руководитель фракции КПРФ в Заксобрании Виталий Сафронов, комментируя проект наделения губернатора новой должностью – председателя правительства Алтайского края, обратил внимание, что на самом деле в условиях управленческого кризиса необходимы новые подходы, отказ от ручного управления и создание системы контроля за исполнением решений. «Мы вносили предложение о разделении функций губернатора края и председателя правительства исходя из того, что губернатор как высшее должностное лицо должен сосредоточить своё внимание на выработке перспектив развития, а не тратить свои силы на ручное управление – вплоть до того, где какой гвоздь забить или мостик построить. Чем Александр Богданович, спасибо ему, сегодня занимается. Но сегодня требуются другие подходы. С другой стороны, требуется усиление контроля за деятельностью исполнительной власти. И конструкция, когда губернатор становится председателем правительства – извините. Это звено, необходимое сегодня для общества и нашего развития, выпадает. Не может контролировать сам себя», – отметил Сафронов.

Карлин, впрочем, тоже говорит о новых подходах, но фактически все остается по-прежнему, но в случае с региональным правительством новшество все же одно будет – сменится вывеска.

Второй проект – административная реформа на муниципальном уровне региона. Ее результаты тоже не впечатляют. «Предпринимаемые руководством региона непродуманные шаги в области местного самоуправления, уже фактически привели к глубокому кризису местного самоуправления на Алтае», – считает член Совета регионального отделения «Справедливой России» в Алтайском крае Олег Боронин, который выступил с призывом срочно предпринять меры.

Боронин подчеркнул, что растет кредиторская задолженность бюджетов и бюджетных учреждений, отключены от электроэнергии и телефонной связи многие муниципальные администрации. По его словам, из этого вытекают многие проблемы, негативно сказывающиеся на уровне и качестве жизни простых граждан, жителей Алтайского края.

«Практически во всех отраслях реального сектора экономики наблюдается серьезный спад, доходы населения падают. Алтайский край по уровню средней заработной платы провалился на самое дно общероссийского списка регионов, растут неплатежи по заработной плате, в том числе проблема назревает и в бюджетной сфере», – отметил он.

По словам Боронина, необходима срочная консолидация всех конструктивных сил, всех уровней власти на территории региона, основанная на диалоге и выработке разумных и компромиссных решений, направленных на преодоление кризиса. Что получится в итоге, кажется совершенно очевидным. Судя по всему, Карлин вновь обратится в нужные кабинеты с просьбой.

Алтайский губернатор очень не любит, когда его регион называют депрессивным, и ведет, по его же признанию, уже 10 лет борьбу «с этим совершенно разрушительным, с точки зрения духовно-нравственной сферы, термином». И эта борьба с терминами может продолжаться еще долго. Но кто решит реальные проблемы и выведет регион из перманентного кризиса – вопрос пока без ответа.

Барнаул – Москва, Екатерина Попова

© 2015, «Новый Регион – Москва»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках / Метки

Москва, Сибирь, Центр России, Общество, Политика, Россия, Скандалы и происшествия, Экономика, Политический кризис, Финансовый кризис,