«Перезагрузка» по-карлински: повторится «сахалинский» скандал? Политические оппоненты раскритиковали «реформу» алтайского губернатора
Создание с 1 января 2016 года правительства Алтайского края, которое, по официальной версии, улучшит качество регионального управления, на деле может привести к совершенно противоположным результатам. Представители оппозиционных партий выражают опасения, что на деле такая «перезагрузка» местной власти с теми же фигурами во главе создаст благоприятную почву для коррупции, а итогом правления губернатора Александра Карлина может стать скандал, схожий с сахалинским.
Закон о создании краевого правительства был принят алтайским Заксобранием в первом чтении, и на этой неделе неожиданно стало известно, что глава края уже подписал изменения в Устав региона, согласно которому губернатор будет совмещать должность высшего должностного лица края и руководителя высшего органа исполнительной власти региона – председателя правительства Алтайского края. Он же будет назначать и увольнять министров. Главная проблема этой конструкции при заявленном повышении «эффективности» в том, что по сути система власти не изменится.
Депутат Госдумы, первый секретарь Алтайского краевого комитета КПРФ Сергей Юрченко, комментируя такие преобразования, отметил, что ждет не улучшения от этой «реформы», а ухудшения ситуации в регионе. «Любая новая организация требует новых мыслей, знаний и подходов к решению проблем. В данной экономической ситуации, в которой находится Алтайский край, все это отсутствует. Та же команда, те же деятели, те же методы и формы. Толку не будет, а вот денег мы истратим только на одни измененные бланки, печати и т.д. больше, чем надо. Кому это надо?» – сказал Юрченко, отвечая на вопросы корреспондента NDNews.
Парламентарий обратил внимание, что в данном случае речи о разделении ветвей власти не идет, и есть негативные примеры подобной системы управления. «Такая форма есть в Свердловской области и в других регионах. А там, где есть губернатор в двух лицах (т.е., и губернатор, и председатель правительства), экономическая ситуация не лучше, чем в Алтайском крае. Можно взять эти субъекты и сравнить. Стало быть, овчинка выделки не стоит», – констатировал Юрченко.
Комментируя ситуацию в регионе, депутат отметил, что отзывы о работе Карлина поступают негативные. «Это не только у населения, но и у думающих политиков, которые не преклоняются перед авторитетами, а мыслят самостоятельно. Ничего нового не сделано, только приводят население и политиков в заблуждение. Карлин в интервью журналам и газетам говорит о том, что у него роль просителя – извините, на паперти тоже просят, в этом разве есть толк? Есть бюджет РФ, он утвержден Государственной думой – ни больше, ни меньше не дадут. И то, что «приводит» Карлин, заложено в бюджет РФ. Я как депутат ГД знаю это – он получает ровно столько, сколько заложено, а не выпросил и принес. Ребята, надо не просить – надо менять экономику и организовать условия для развития массового краевого производства в сельском хозяйстве и машиностроении. А он еще и палки ставит в колеса развития промышленности вместе со своим заместителем Локтевым», – сказал Юрченко.
По его мнению, если жители и политики Алтайского края будут обращаться к президенту и правительству и говорить о том, что губернатор сегодня не соответствует нынешним условиям, то Карлин на своем губернаторском месте продержится недолго. «Я полагаю, что президент скоро раскроет глаза на действия губернатора Алтайского края. Не хочу сказать, что меры будут такими же, как на Сахалине, но похожими», – отметил парламентарий.
Депутат Алтайского Заксобрания, руководитель фракции «За наш Алтай» (КПРФ и Аграрная партия) Виталий Сафронов, отвечая на вопросы NDNews о «правительственной реформе», со своей стороны отметил, что создается далеко не коллегиальный и не демократический орган. «Этот орган будет никому не подотчетен. В условиях, когда все общество пронизано коррупцией, такие меры создают благоприятные условия для осуществления этой деятельности. Какие могут быть улучшения, если чиновник (Карлин) сам по себе, никому не подотчетен? А их надо контролировать каждый день и по многу раз, чтобы не воровали, чтобы выполняли свои функции», – сказал Сафонов.
При этом он выразил сожаление, что решение нельзя отменить, уже концептуально принят такой вариант формирования краевого правительства. «Наша фракция предлагала вариант, согласно которому во главе правительства – премьер, а губернатор отдельно. Но оно не прошло», – добавил Сафонов.
Координатор Алтайского краевого отделения ЛДПР Евгения Боровикова считает, что если внести поправки в законопроект, то идея создания краевого правительства неплохая. «Но то, что будет и губернатор, и глава правительства в одном лице, это не совсем хорошо. Все равно должно быть подотчетное лицо, которое отвечает за действия правительства. Это надо разграничивать», – сказала она в разговоре с корреспондентом NDNews.
Со своей стороны депутат краевого законодательного собрания от фракции ЛДПР Андрей Щукин добавил, что «у нас губернатор своеобразный, и вся система управления заточена под него».
«Законопроект предусматривает, что он будет председателем правительства – по функционалу ничего не меняется. В тех регионах, где такая система создана, такое же единоначалие. В этом ничего странного нет, т.к. у нас все решения принимает одно лицо», – сказал он.
Депутат Алтайского ЗакСобрания от «Справедливой России» Александр Молотов, комментируя ситуацию по просьбе NDNews, не столь пессимистичен в оценках. Он отметил, что «Справедливая Россия» стояла у истоков обсуждения создания краевого правительства в регионе. По его словам, главное принципиальное отличие краевого правительства от модели, которая в настоящее время в крае сложилась – введение коллегиальности. «Субъектов, в которых все еще действует администрация, осталось около 20 из 85. Это в большей степени пережиток старого советского управления. Создание правительства позволит перезапустить всю систему управления в регионе. Та, которая сейчас существует, по сути советская, а у советских органов правления были другие задачи», – сказал Молотов.
Он обратил внимание, что администрация – орган, который построен на принципе единоначалия. «Решение администрации – это решение губернатора. Схема с правительством предполагает более демократичный механизм принятия решений. Министры собираются на совещаниях, обсуждают, принимают решения. Соответственно, возлагается ответственность за принятие решений на конкретных персонажей. Поэтому правительство, с одной стороны, отличается коллегиальностью, с другой – персональной и коллегиальной ответственностью. Все отвечают в целом за социально-экономическое развитие региона. Тут никто не сможет сачковать», – сказал он и добавил, что нельзя всю ответственность перекладывать на одного человека – губернатора.
«Мы считаем, что в новой, более современной и демократичной схеме правления, плюсов гораздо больше, чем в нынешней», – сказал Молотов.
В то же время он считает, что говорить о том, изменится что-то в лучшую сторону или нет, можно будет тогда, когда будет сформировано правительство, когда будет понятно, кто войдет в него.
«Если люди, которые в настоящее время находятся у власти, станут ключевыми членами правительства, а система управления региона не перезапустится, мы будем противниками этого. Мы все-таки хотели публичную дискуссию по принципам формирования персонального состава правительства. Чтобы эти вопросы обсуждались, а не как всегда решались в тиши кабинетов», – сказал «эсер».
Политолог, администратор группы в «Фейсбуке»* под названием *«Дураки Алтая» Богдан Дураков считает, что потенциал по улучшению работы региональной власти есть, но структурные изменения сами по себе ничего не решают. «Давайте будем честными и признаемся, что структурные изменения сами по себе проблем не решают. Немножко поиграют функционалом, штатной численностью, даже еще сократят пару-тройку единиц. Наверное, это было бы слишком простым решением, а их не бывает», – отметил он, отвечая на вопрос NDNews о правительственной реформе.
Ранее в интервью NDNews политолог, руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев также скептически оценил перспективы создания краевого правительства в том виде, в котором этот проект реализовывается.
По его оценке, проблема состоит в том, что по новой модели сам губернатор возглавляет правительство Алтайского края, а люди остаются те же самые, что фактически является «сменой вывесок». «Пока эта реформа выглядит как «смена вывесок» с возможностью раздувания управленческого аппарата. При этом несмотря на все федеральные тренды, я предполагаю возможность раздувания штатов, потому что, понятно, администрация тоже сохранится. Параллельное существование правительства и администрации, пусть и в усеченном виде, – это уже проблема», – добавил эксперт.
По его оценке, экономические проблемы в Алтайском крае, который едва ли не острее других переживает кризис, наверняка будут нарастать, а сам Карлин рискует не удержаться на своей должности.
«Сейчас, я думаю, у Карлина проблемы будут нарастать. Этот кризис как губернатор он может и не пережить. Если уровень социального самочувствия там будет настолько низким, что дойдет до социальных протестов (в этом регионе есть такая возможность), то, наверное, в Москве задумаются. Регион действительно в печальном положении – бюджет несбалансированный, задолженность и другие проблемы», – сказал эксперт.
Барнаул – Москва, Анна Федорова
* Продукты компании Meta, признанной экстремистской организацией, заблокированы в РФ.
© 2015, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».