AMP18+

Москва

/

Собянинские чиновники убивают коррекционное образование Московские власти хотят заработать на детях-инвалидах

Политика московских властей по реорганизации и слиянию школ ломает систему коррекционного образования. Несмотря на активные протесты родителей и учителей, продолжается слияние школ, где обучаются дети с особенностями здоровья, с общеобразовательными, а на практике заявленная система инклюзивного образования не работает. По утверждениям родителей, с которыми провел беседу корреспондент NDNews, главная причина реорганизации – деньги и даже коррупционные схемы.

Согласно данным департамента образования, в Москве осталась 41 коррекционная школа, из них было 14 школ надомного обучения (ШНО), предназначенные «для больных детей и детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут систематически посещать школьные занятия или не имеют возможности обучаться в больших классах в условиях массовой школы. Система успешно работала в столице с 1995 года.

Однако в настоящее время система коррекционного образования планомерно разрушается. Количество школ сокращено, и к концу года их, вероятно, станет еще меньше. Одна из таких специализированных школ закрылась даже при научно-практическом центре детской психоневрологии в Москве.

В интервью с корреспондентом NDNews учитель, инициатор петиции, адресованной Ольге Голодец, Ольга Погонина отметила, что в результате реформ общее число учебных учреждений (не только коррекционных) уже сократилось с 2 000 примерно до 750.

Она пояснила, почему руководство коррекционных школ заинтересовано в реорганизации. «Если раньше они получали повышенное финансирование и были коэффициенты, надбавки, то сейчас официально, согласно нашему закону об образовании, у нас нет такого типа заведения как «коррекционная школа», – сказала Погонина.

Учитель напомнила, что в 2011 году московский Департамент образования запустил пилотный проект по развитию общего образования – вошедшие в этот проект переходили на подушевую схему финансирования, однако подушевой норматив здесь был выше, чем федеральные 63 тыс рублей. (85 тысяч рублей на начальную школу, 107 – на среднюю, 123 -на старшую). Остальные школы, не вошедшие в проект, получали средства в прежнем объеме (фактически по сметному варианту). Не вошли в «пилот» те школы, которые получали больше положенных средств – для них были придуманы так называемые «корректирующие коэффициенты». Среди них было немало коррекционных школ. Однако с сентября 2014 года все школы перешли на «нормативно-подушевое финансирование», при котором деньги выделяются не на школу, а на отдельных детей. Те, кто не входили в пилотный проект на этот момент, стали получать не московскую норму – 85-107-123, а прежний норматив в 63 тысячи рублей на ребенка.

В условиях нового подхода и критического недофинансирования многие школы оказались на грани вымирания, поскольку созданы условия для их самоликвидации.

«Коррекционные школы сами были заинтересованы в том, чтобы слиться с близлежащим учреждением, у которого есть это пилотное финансирование», – добавила Погонина. «Конечно, экономические интересы здесь превалируют. Никто же не будет говорить, что он обижает ребенка-инвалида. Власть предержащие уверены, что они делают это во благо школ», – прокомментировала она инициативу властей.

Однако подушевое финансирование не обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение процесса. На это нужно подать специальное заявление, но система таких заявок не отработана и непрозрачна – нет четких сроков и регламента.

По оценке Погодиной, слишком громоздкие образовательные комплексы (включающие десяток детсадов и несколько школ) неэффективны: «Я не очень понимаю, как можно управлять такой махиной во благо детей».

Сопротивляться пытаются, сказала она. Например, школе № 1 для детей с девиантным поведением и школе №371 пока удается отстоять свои права. Также показателен опыт Подмосковья. «В Подмосковье существуют разные типы образовательных учреждений, и никто их сливать не собирается», – сказала Погонина. Выжить школы могут, если на то есть «добрая воля директора или управляющего совета».

Московская городская ассоциация родителей детей-инвалидов писала обращение мэру Москвы Сергею Собянину. По итогам этого обращения у ассоциации состоялась встреча в Департаменте образования, который согласился включить в рабочую группу по образованию для детей-инвалидов родителей. И первое заседание обновленной рабочей группы состоится уже на следующей неделе

«Школы надомного обучения – это идеальный вариант мягкой инклюзии, когда дети без инвалидности учатся с детьми-инвалидами. А не наоборот, когда 7 детей инвалидов на растерзании в массовом классе из 25 человек», – сказала корреспонденту NDNews Светлана Островская, мама ребенка из ШНО №371 и активная участница митингов против слияния образовательных учреждений.

Она отметила, что школа №371 не в первый раз подвергается давлению со стороны властей.Детям и учителям школы предлагается «добровольно» покинуть школу и перевестись в ГБОУ Школа №2095 «Покровский квартал», где будет создано отделение ОВЗ. «Проблема даже в самом названии – «отделение ОВЗ». Там даже речи не идет об инвалидах. Это инклюзия в массовой школе. Открывают не для нас, а для себя, так как получают под это дело финансирование. Их (власть) интересуют наши деньги», – подчеркнула Островская.

Помещение школы – два этажа сталинской архитектуры на Таганке. «Наше помещение интересует Департамент все эти 4 года», – сказала родитель. «Школьные здания, коррекционные интернаты – это огромные земельные участки и помещения, и в основном они в центре Москвы», – добавила она.

По общему мнению родителей учеников 371-й школы, на данное здание может претендовать Высшая школа экономики, «которая, очевидно, «совершенно случайно» является попечителем ГБОУ Школа № 2095 «Покровский квартал».

По словам Островской, после митинга 25 октября, «началось сильнейшее давление Калины» (глава московского департамента образования). «Родителей шантажируют: говорят, пишите заявление (о слиянии), иначе не дадим запрос о комплектации в школу (для врачебной комиссии и пр.)», – сказала она.

По мнению Островской, инициатива реорганизации коррекционных школ – это по сути коррупционная схема. «В нашей стране пытаются свести на нет коррекционное образование. Пытаются воспользоваться деньгами детей-инвалидов и сделать их образование дешевым. Ребенок-инвалид, на которого выделены бюджетные средства, не дополучает услуги», – констатировала она.

В настоящее время родители протестуют против слияния школ №1673 с №705. Направлены письма мэру Москвы Сергею Собянину, администрацию президента РФ и уполномоченному по правам детей Павлу Астахову и в другие инстанции. О слиянии школ родителям сообщили во время школьных каникул в конце марта. И теперь для многих детей, которым врачебной комиссией предписаны особые условия обучения, стараются ухудшить диагноз, чтобы отправить их в классы так называемого 8 вида для умственно отсталых.

Как сообщила в интервью NDNews родитель Анна Шапошникова, «когда до нас доносили информацию (до родителей и педагогов), говорилось о том, что присоединение коснется только административной части для облегчения управления школы, для оптимизации работы управленческого аппарата». «Не говорилось о том, что это коснется структуры образовательного процесса, учебных программ», – пояснила она.

По инициативе директора школы № 705 Людмилы Калининой «предполагается, что параллельные классы, в которых занимаются наши дети, малой наполненности 6-9 человек, будут объединены в один большой класс до 20 человек. Это плохо. В нашей школе учатся дети-инвалиды, дети с ОВЗ, которым требуется индивидуальный подход, чтобы учитель мог подойти к каждому и объяснить каждому ученику. Тогда дети хорошо осваивают программу, потом оканчивают школу, получают аттестат, поступают в вузы. Есть успешные люди, которые реализовались благодаря тому, что их воспитывали и образовывали в особых условиях», – сказала Шапошникова.

Она также рассказала, что некоторых детей предлагают отправить в другую школу 8-го вида. «Т.е., просто отправить этих детей прочь из школы», – сказала она.

«Уже существует хорошая форма образования, прекрасный педагогический коллектив, хорошие отношения между учениками. И развалить все это в одночасье – родители не могут этого допустить», – заключила Шапошникова.

Мама ребенка из школы-интерната №96 Ольга рассказала корреспонденту NDNews, что родители узнали о реорганизации только в марте 2015 года. По ее словам, директор не предоставлял документы о новшествах и даже подделал подписи о согласии родителей, которые были вынуждены после этого обратиться в прокуратуру.

«Получается, реорганизация идет в закрытом режиме, ни один родитель ничего не может узнать. Во-вторых, она проходит с подложными документами. Сейчас можно сказать, что идет война между родителями и администрацией школы», – прокомментировала ситуацию Ольга.

Причиной реорганизации Ольга так же видит финансовые трудности: «Наш директор сказала, что мы банкроты». Бюджет интерната сократили с 40 до 20 миллионов рублей. «На сегодняшний день у нас даже учителя не знают, чем им будут платить отпускные. Гарантий на то, что будет происходить после слияния, тоже никто не дает», – констатировала родитель.

Не менее вопиющая ситуация сложилась для школы-интерната №32. Как сообщила корреспонденту NDNews с родителем ребенка из этого учреждения Ольгой, школа «обычная, стандартная, некоррекционная», но помимо обучения проводится реабилитация, а также оказывается психологическая и логопедическая помощь. В ней проходят обучение 200 детей с различными заболеваниями (гематологическими, онкологическими и пр.), среди них – 54 ребенка-инвалида.

Однако теперь дети, прошедшие реабилитацию, будут вынуждены переходить в другие школы, а из интерната сделают реабилитационный центр. «Интернат будет закрываться как школа, и останется реабилитация на 21 день, как в санатории», – пояснила родитель.

Официальной причиной были названы «малая наполняемость классов» и «нерентабельность». «Но у нас есть дети, которые не могут обучаться в массовых школах, у них уже большой опыт надомных школ <…>. Ребенок, который перенес рак, лейкоз или другие серьезные заболевания, не справится», – сказала Ольга.

Она также добавила, что компетентность руководства (нового директора школы №32 Светланы Перепелкиной и замруководителя ДСЗН Людмилы Митрюк) следует поставить под сомнение. По ее словам, при новом руководстве «сложилась крайне тяжелая психологическая обстановка», произошло значительное сокращение кадрового состава школы и снизились доплаты сотрудникам. В своих кругах Митрюк печально известна многочисленными предписаниями о «злоупотреблении полномочий» и «нарушении бюджетного кодекса».

«Опыт нашей школы надо распространять, а не ногами затаптывать <…>. У нас достаточно специфическая школа – и инвалиды, и неинвалиды, и дети с разными заболеваниями. А просто реабилитацию мы можем пройти где угодно», – уверена родитель.

«Школа напичкана медицинским оборудованием и медицинскими кадрами – очень подходит для медицинского центра», – высказала версию причины реорганизации Ольга. Два года назад школу поддержали члены Общественной палаты Сергей Ряховский и Любовь Духанина. Однако Ольга не отрицает, что в правительстве могут быть серьезные лоббисты реорганизации школ, которые не задумываются над последствиями для детей.

Напомним, что реорганизация и слияние школ проходят в рамках программы нового «Закона об образовании». На многочисленных протестных митингах основные претензии напрямую высказываются главе московского департамента образования Исааку Калине, родители и педагоги требуют его отставки.

Москва, Анна Федорова

© 2015, «Новый Регион – Москва»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках / Метки

Москва, Центр России, Наука, Общество, Политика, Россия, Скандалы и происшествия, правительство Москвы,