Максим Дунаевский: Порадуемся на своем веку «Наверное, я творческий человек»
Композитор и народный артист России Максим Дунаевский 4 июня отпразднует свой 70-летний юбилей гала-концертом. По этому поводу накануне он встретился с журналистами и рассказал не только о предстоящем празднике, но и рассказал про секреты своего творчества и о том, как создаются хиты и пишутся «песни на заказ». На пресс-конференции компанию ему составил исполнитель многих его песен, актер театра и кино Дмитрий Харатьян.
Подробности в материале корреспондента NDNews.
В свои 70 Дунаевский не только молод и свеж, но и ведет активную творческую деятельность, старость будто прошла мимо него. В прошлом году, например, вышел очередной телевизионный фильм «Боцман Чайка», где звучит его музыка. Сейчас в Москве идет его мюзикл «Алые Паруса», и готов еще один спектакль с его музыкой по мотивам «Шинели» Гоголя.
«Смешно. Обожаю Гоголя, один из любимейших моих писателей, наверное, как и многих других…
Читая Гоголя, начинаешь понимать русскую литературу. Вот «Шинель»… Я ее видел во многих вариантах: как пьесу, как телевизионную постановку, как кино… Вот говорят, почему дети мало читают? Они все видят. У них есть Интернет, телевидение, хоть сегодня и в меньшей мере. Поэтому им читать сегодня вроде как и не нужно. И вот это я испытал на себе. Ведь я хорошо знаю «Шинель», зачем мне ее читать. И вот когда я ее действительно прочитал, чуть не сошел с ума. Потом прочел еще и еще раз, – рассказал Дунаевский. – К Гоголю вообще можно возвращаться, сама музыка его языка невероятна… И когда мой друг Вадим Жук, замечательнейший, остроумнейший поэт и драматург, написал либретто по этой повести и написал ее всю в стихах, я сначала напрягся и долгое время не мог решиться открыть. Но когда в итоге прочел – изумился насколько это замечательно. Это настоящий Гоголь в воплощении Жука, сегодняшнего поэта, это проникновенно, точно, смешно и грустно. Я просто не мог не взяться за это дело. Причем, поскольку стихи были великолепными от начала и до конца, то мне просто пришлось написать оперу. Вот собственно и вся история».
Также Дунаевский рассказал, что в пятницу он сыграет «Шинель» на Лаборатории музыкальных театров страны в СТД. Туда съезжаются музыкальные режиссеры, продюсеры и директора театров страны.
«Надеюсь, понравится. Хотя уже решено, что первую постановку будет ставить Райхельгауз в «Школе современной пьесы», но здесь скорее будет драматический спектакль с музыкой, чем то, что задумано. Тем не менее, я уверен, что это тоже будет хорошо, потому что театр современной пьесы обладает большим опытом постановки таких вещей, как например, «Чой-то ты во фраке» и менее удачная, на мой взгляд, «Чайка» и т.д. Я думаю, что это тоже может быть интересно», – сказал Дунаевский.
«Стараюсь не опускаться до уровня «ниже плинтуса»
На вопрос о том, как балансировать между своими предпочтениями и вкусами зрителя, композитор ответил без обиняков:
«Я стараюсь, чтобы они совпадали, но при этом я стараюсь не опускаться до уровня «ниже плинтуса». Где вкусы высокие, где низкие, конечно грань провести очень сложно. Мы же, когда говорим «ниже плинтуса», имеем что-то в виду. Не будем никого обижать и говорить конкретно, но мы знаем, что такое «ниже плинтуса»…
Я всегда старался делать то, что я считал нужным, то, чему меня научили, и то, как я чувствую музыку, но и прислушиваясь, и понимая, что она должна понравиться. Иначе, конечно, нет смысла в творчестве. Хотя, наверное, я не прав. Многие находят смысл в творчестве и тогда, когда оно не нравится, складывают его под одно место и прекрасно живут… Я проверяю музыку на друзьях. Ведь всегда мы кому-то что-то сыграем. Фокус-группы – это не те директора программные и радио диктуют свои условия, я думаю, это совсем не то. Часто мне говорят, а мы тут устроили фокус группу, и это кино и эта музыка, эта песня «не подходят».
– А кто у вас был в фокус группе?»
– Ну вот от 16 до 18 лет.
– И это что разве все?! Все население страны?
Это тоже очень странно выглядит. Проверить на всех невозможно. Здесь внутренние механизмы, из воздуха откуда-то берутся. Можно угадать, можно не угадать. Но это лучший способ, чем на ком-то проверять, это примитивно очень», – убежден композитор.
О хитах, деньгах и «хитах на заказ»
«Когда писал «Пора-пора» было ощущение – попал. Хотя она написана поперек существовавшей тогда тенденции… Люди, которые сегодня считают себя композиторами, а по сути являются продюсерами и сочинителями, по кирпичику собирающими и пускающие в народ песни, как покойный Леонид Дербенев называл их, «похожие на хит». Вроде и похожа, а хитом не становится. Таких очень много. Они что модно сегодня, то и тиражируют, а я наоборот. Так и в случае с «Пора-Пора». Тогда были модны минорные медленные песни, надрывные, полуресторанные и просто ресторанные. И вот вдруг рождается такая мажорная американизированная песня…
В Москве раньше было такое заведение, называлось МОМА/Московское Объединение Музыкальных Ансамблей – это организация, которая кормила всех композиторов. Все оркестры, ансамбли которые играли в ресторанах, кинотеатрах, были там. Все они подчинялись этой организации. От того, каким будет их репертуар, зависела наша жизнь, какой пиджачок мы будем носить.
Тот случай, когда музыканту в ресторане давали пятерочку или десяточку рублей старых называлось, поднести парнос. Композитор Леня Ганин, покойный, когда я сыграл ему ее (песню «Пора-пора») в первый раз сказал: «Ну что ж, это похоже на Атос, Парнос и Абрамис, сочинения Александра МОМА». И он был прав. Это стали петь все рестораны. Это первая песня, с которой я понял, что на это можно композитору жить.
Сегодня уже почти нет такого. Хотя совсем недавно я написал песню в сугубо поп-роковой манере, которую симфоническому оркестру было бы немного неправильно исполнять. Ее поет Алексей Глызин, один из любимых моих певцов российского шоу-бизнеса из оставшихся в нашем мире. Она сейчас в ротации без всяких денег. Это хороший пример того, что хорошая песня может заслужить какое-то место на радио. На многих станциях она называется «Цветы запоздалые», и вот, когда я ее писал, тоже было ощущение – попал. Даже сегодня, казалось бы», – признается композитор.
«А вы знаете, сколько стоит песня, не буду называть у кого, но у таких, медийных, но кого-то раскрутивших персонажей. Не буду называть имен. Стоит это 100 тысяч условных единиц. Одна песня. И это не просто безумие. Кое-то, заплатив за пару песен, раскрутился. Были падания, были. Это дало основания вместе с медийными структурами говорить о том, что они не сделают не только песню, но и крутанут хорошо. Знаю и примеры, когда ничего из этого не получилось, и целый альбом у этих людей обходился в безумные суммы, откуда, дай Бог, одна песня выходила. Считайте песня за миллион» – поделился Дунаевский.
Композитор рассказал, почему часто отказывается писать песни на заказ. «Недавно был случай. Пришел мальчик. Действительно потрясающе поющий. Он где-то пробовался на Евровидении и даже доходил до всяких полуфиналов и финалов. С мамой пришел. Это очень важный момент и в «Голосе», и в «Волне», во всех этих детских конкурсах. Мамаши сумасшедшие приходят. С круглыми глазами выпученными. Продали все, что можно продать в семье, последнее осталось, дрожащими руками лезут в сумочку или карман, достают пачку денег: «Вот. Напишите хит, надо в конкурсе «Волна» поучаствовать». Я вижу, что она сейчас потеряет сознание. А мальчик действительно талантливый. И мы с моим помощником Валерой говорим: «Нет». Мы не можем гарантировать, что это будет стопроцентный хит и, тем более, не можем гарантировать, что этот мальчик там куда-нибудь пройдет. Потому что там еще придется много раз заплатить деньги, чтобы он куда-то прошел. Это самое ужасное, что мы можем произнести, вместо того чтобы взять и написать хорошую песню.
Я знаю несколько человек в наше стране, которые напишут песни для этих мальчиков и девочек бесплатно. Только не делайте из них совершенно обезумевших, вы их портите, вы их ломаете. Дайте им спокойно развиваться, пишите, постепенно создавайте для них какой-то репертуар, тем более что в 15 лет поломается голос, и не известно, что будет потом.
Что касается просто артистов, которые звонят. Сколько бы тебе денег не заплатили… Сто тысяч, правда, никто не предлагал никогда, и ни за что, скажу вам точно. Допустим, за некую сумму… Но что с этой песней будет потом? Никто ее не будет исполнять, кроме одного человека, неизвестно, где и он ее исполнит, для чего она ему нужна. Если проект, альбом – я буду за него отвечать. Не как продюсер, но я прослежу, чтобы что-то из этого получилось. А одна, две и даже три песни не имеют никакого смысла.
Я человек, который десять лет прожил в Америке, и видел, как это делается. Когда человек приходит к продюсеру, который или сам пишет, или работает с композитором – за это действительно берутся неплохие деньги, но ответственность грандиозная. Пишется не одна, а 20 песен, из которых выбирается одна, делается масса пробных аранжировок и записей с этим человеком. И ответственность этих людей остается. Очень важная вещь – песня должна исполняться. А у меня этих рычагов нет. У нас же в шоу-бизнесе ничего не сходится. Поэтому я, как правило, отказываюсь, и пишу друзьям, знаю, что они будут их петь. Их директора и менеджеры пойдут на радио, где-то это будет крутиться. И я готов сделать это бесплатно».
Юбилейный концерт с друзьями и дарованиями
Что касается предстоящего концерта-юбилея, маэстро, конечно, уже подготовил праздничную программу:
«Тут все достаточно просто… Можно сесть за рояль, и сыграть попурри своих песен. Так делают, кстати, многие известные композиторы и исполнители, которые не хотят больше исполнять старые песни. Садятся и под аплодисменты публики делают попурри, а потом играют и поют то, что им нравится. Я неоднократно наблюдал, как ловко это делают в Америке, обходят эти острые углы известные исполнители и авторы. Так же поступлю и я.
Попурри правда не будет, я выбрал другой способ. Будут показаны вещи малознакомые нашему слушателю. Например, сочинение, которому я очень предан. Вещи серьезные не так часто доводится исполнять. Это контата, маленькая оратория «Радуйся Солнце» на стихи русских поэтов и церковные стихи. Она была посвящена юбилею Пскова. Десять лет назад она впервые была исполнена именно в псковском Кремле с симфоническим оркестром, хором и тремя солистами. Вот.
Это сочинение, которое, мне кажется, должно понравиться зрителю. Кстати, московский зритель ее не видел и не слышал, так что это будет премьера достаточно интересная, и на это я делаю большую ставку, во всяком случае, Кремль псковский в 6 тысяч человек стоял, была долгая овация. Мне это, как композитору, было приятней, чем в сотый, тысячный раз исполнить песню «Все пройдет», – признается Дунаевский.
В концерте 4 июня примут участие не только друзья, но и молодые исполнители. Дунаевский и Харатьян особой тайны делать не стали. Именно с легкой руки Максима Исааковича карьера Дмитрия пошла в гору, тогда он исполнил песни «20 год» и «Ты где июль» в фильме «Зеленый фургон». Конечно, прозвучат на летнем концерте не только эти работы. Наряду с ними Харатьян сообщил, что дуэтом с Ангелиной Сергеевой они исполнят пару песен. А с Ларисой Долиной они споют дуэт «Любовь и шпионаж» из мюзикла Максима Исааковича «Мата Хари». Прозвучат и песни отца, Исаака Дунаевского «Капитан» и «Как много девушек Хороших».
«Вот мне понравился один молодой исполнитель 30 с лишним лет тому назад, вот он и поет, молодой, юный красивый, (поглядывает на Харатьяна) 33 года уже. Молодые есть и будут обязательно. Ангелина Сергеева. Участница «Голоса» и лауреат конкурса «Народный артист». Замечательная, на мой взгляд, молодая певица. Очень трудно проникнуть в шоу-бизнес без помощи, как в «Золушке», и связи не помогут. Связи могли помочь в то самое время, а сейчас только деньги могут помочь, к сожалению великому», – отметил Дунаевский.
Дмитрий Харатьян в свою очередь поделился эмоциями в отношении «творческого альянса» с Максимом Дунаевским:
«Максим Исаакович для меня человек судьбоносный, не просто знаковый, а сделавший мне судьбу, в некотором смысле. Мы так шутим про «Розыгрыш», что не я пел… Но ведь первый композитор, который реально доверил мне свои две песни в кино – это Максим Исаакович Дунаевский. Он поверил в меня, как поверил режиссер Меньшов, утвердив на первую главную роль Игоря Грушко, так и он поверил в меня как в исполнителя. Я знаю, там были другие кандидатуры, очень серьезные артисты, исполнители, певцы – профессионалы. Тем не менее, режиссер предложил меня.
Александр Павловский привез меня в Полтаву, где тогда была студия записи Максима Исааковича. Он там писал музыку для «Мушкетеров» и для многих других фильмов… Максим Исаакович меня не знал, ни как артиста, ни как исполнителя песен и просто поверил. И в студии как-то у меня получилось в отличие от случая с «Розыгрышем». Уже годы прошли, я поднаторел, мне было 23 года, а не 16. И именно он настоял на том, чтобы меня попробовали».
«Квинтэссенция всего» Максима Дунаевского
«Все что мы делаем, концерты, музыка, – все это делается ради одного, ради любви. Это квинтэссенция всего. Где-то я прочитал… Кто-то провел исследование, многолетнее и определил, что у творческого человека, если он творческий, а это еще определить надо… у него на первом месте стоит творчество как таковое, т.е. он не может без того обойтись. На втором месте – он творит ради чего-то, ради людей, ради любимой женщины, или многих других вещей, которые могут быть для него стимулом… И вы знаете, деньги находятся на 12 или 13 месте у творческого человека. Могу подтвердить. Это действительно так. Значит, наверное, я творческий человек» – смеется маэстро.
Из истории песни «Все пройдет»
Дмитрий Харатьян поделился историей о песне «Все пройдет». Ее, как оказалось, долго отказывался исполнять Михаил Боярский, мол, «что за песня, такое же сейчас никому не нужно». Дунаевский долго его уговаривал, и в итоге она стала одним из философских хитов.
Москва, Инна Санина
© 2015, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».