Таджикистан потерял «русскую мечту» Стране угрожает взрыв радикализма
Кризис в России вынудил граждан Таджикистана вернуться на родину. Эта ситуация не только ослабляет экономику центральноазиатского государства, бюджет которого почти на 50% зависит от гастарбайтерских заработков в РФ, но и радикализует обстановку в стране. Об этом пишет Foreign Affairs (перевод NDNews).
Издание напоминает, что после гражданской войны в Таджикистане в 1997 году все больше мигрантов приезжали на заработки в Россию. Число таджикских гастарбайтеров в РФ достигало более миллиона (это примерно 50% всего трудоспособного мужского населения страны).
Как отмечает Foreign Affairs, это центральноазиатское государство наиболее зависимо от зарубежных денежных переводов соотечественников во всем мире. В 2012 году 47,5% экономики страны строились на этих поступлениях. С 1999 до 2013 года эти средства снизили уровень бедности Таджикистана с 96% до 36%.
Однако сейчас поток мигрантов в Россию снизился в результате кризиса в экономике РФ и ужесточения миграционной политики. К тому же, в России все меньше рабочих мест – как для таджикских, так и для российских граждан. Поэтому многие жители Таджикистана предпочли остаться на родине и работать таксистами, чем жить в неопределенности в РФ.
Экономические последствия для Таджикистана серьезны. В местных банкоматах практически перестали выдавать доллары – те немногие, что достаются местным жителям, не идут в обращение, а откладываются «на черный день». Издание обращает внимание, что многие таджикские женщины потеряли работу после возвращения мужей и родственников из России на родину.
Однако самое негативное последствие для Таджикистана – радикализация. Таджиков, в большинстве своем суннитов, вербуют такие экстремистские организации, как «Исламское государство». По данным министерства внутренних дел Таджикистана, в середине апреля в Сирии и Ираке воевало не меньше 144 таджиков. В условиях безработицы заманить их в ИГИЛ оказалось простой задачей, и не исключено, что количество боевиков из Таджикистана будет расти.
Издание также приводит президента Таджикистана Эмомали Рахмона, который заявил, что ИГИЛ – это «чума нового столетия». Для предотвращения радикализации населения местные телеканалы регулярно показывают, насколько жестоко боевики «Исламского государства» обращаются с новобранцами. Таджикское правительство все чаще берет под арест подозреваемых в намерении вступить в местные и зарубежные радикальные экстремистские организации, в том числе «Джамаат Ансарулла».
Таджикские власти также запрещают отращивать бороды, носить хиджабы и называть детей арабскими именами, утверждает Foreign Affairs. Некоторые эксперты полагают, что опасность радикализации пока преувеличена, так как государство располагается достаточно далеко от «Исламского государства», которое, однако, все же заинтересовано в вербовке таджиков.
Конечно, большинство граждан Таджикистана заинтересовано не в джихаде, а в деньгах, продолжает газета. Перспективы, которые может предложить Россия, слабоваты. Многие таджики хотят реализоваться в РФ, но пока их «русская мечта» оказалась временно недоступна.
Москва, Софья Метелкина
© 2015, «Новый Регион – Москва»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».