The Guardian: Исламистский террор – раковая опухоль Трагедия в Суссе ставит под сомнение традиционные представления о терроризме
Терроризм приобретает новые формы – это уже не внешнее явление, а «раковая опухоль». Трагедия в Тунисе показывает, что удаленность от границ не гарантирует безопасность территорий. Об этом пишет британская газета The Guardian (перевод NDNews).
«Терроризм не является частью нас» – это слоган антитеррористической кампании, запущенной властями Туниса несколько месяцев назад в ответ на акты насилия в стране. Главная идея – терпимость и мирное сосуществование в тунисском обществе, пишет газета.
Издание напомнило, что недавний расстрел на пляже в Эль-Кантауи произошел всего через несколько месяцев после теракта в тунисском музее «Бардо», где погибли 24 человека. Это стало воплощением жутких кошмаров для местных жителей – после событий в «Бардо» были усилены меры безопасности в отелях, кругом царила атмосфера настороженности. Но власти сделали недостаточно, чтобы успокоить население и потенциальных туристов, начавших отказываться от поездок на тунисские курорты. Кампания «Я приеду в Тунис этим летом», запущенная после терактов по всему миру, рассчитана на восстановление надежды местных жителей и доверия туристов.
«Исламское государство» (террористическая организация, запрещенная в России) взяло на себя ответственность за теракт в Суссе, назвав своих жертв «членами коалиции по борьбе с ИГИЛ», продолжает газета. По словам очевидцев, террорист стрелял избирательно по иностранцам. Тунисцы уверены, что наибольшие потери среди приезжих организованы специально для дестабилизации экономики страны.
Ранее Эль-Кантауи считался одним из самых безопасных курортов. Ранее туристический сервис на сайте правительства Великобритании составил рейтинг, согласно которому не рекомендовалось селиться на юге Туниса и вдоль границы с Алжиром. При этом отмечалось, что на прибрежных курортах отдых проходит без происшествий. Так полагали и большинство тунисцев – чем дальше от границ с Ливией и Алжиром, тем спокойнее.
Однако недавняя атака ставит под сомнение традиционные представления о терроризме, считает The Guardian. До появления спутниковых телеканалов и распространенности Интернета, тунисцы знали о терроризме лишь то немногое, о чем говорилось в новостях. Только те, кто жил недалеко от алжирской границы и с помощью антенн «ловил» их телеканалы, могли увидеть шокирующие репортажи с отрубленными головами и разрезанными телами. Для Алжира подобные кадры были привычными в течение «темного десятилетия».
«Как вы себя ощущаете в стране, которой угрожает терроризм?» – вопрос, который тунисцы слышат сегодня очень часто. Рост исламского фундаментализма в Тунисе можно объяснить активным ростом бедности. Это ставит под сомнение версию, согласно которой радикальные движения становятся популярными среди людей с разным образованием и социальным положением, считает газета. Если террористические атаки в Тунисе, Кувейте и Франции связаны между собой, то мы сталкиваемся с комплексной угрозой, борьба с которой потребует больших затрат и времени.
Сегодня повестка дня в СМИ говорит о распространении идеологии ваххабизма, о роли сомнительных источников финансирования и пограничных проблем в усиливающейся радикализации. Однако эти аргументы не учитывают главную проблему – каким образом новые террористы так быстро проходят подготовку и изучают идеологию, не выезжая из собственной страны. С распространением цифровых технологий изменились способы распространения информации и культуры – теперь нет смысла говорить, что терроризм является внешним фактором только потому, что зародился в другой части мира.
Терроризм после времен «Аль-Каиды» подстраивается под форму страны, в которой зарождается, а затем уничтожает ее изнутри. Возможно, раковая опухоль в данном случае является лучшей метафорой, чем бактериологическая атака. Это уже не только внешняя проблема, и ближнего боя будет недостаточно, заключает The Guardian.
Москва, Софья Метелкина
© 2015, РИА «Новый День»