Германия рискует вновь прослыть оккупантом Давление на страны Евросоюза свидетельствует об экономических страхах Берлина
Самый большой страх Германии – распад Евросоюза, который ей экономически необходим. Именно поэтому страна давит на Грецию. Но это может выйти Берлину боком – немцы рискуют вновь прослыть оккупантами. Об этом пишет американский политолог, директор аналитического центра Stratfor Джордж Фридман (перевод NDNews).
Отчаянный бой, который велся на прошлой неделе, настроил Германию и Грецию друг против друга. Греки оказались в безысходном положении: выбирать приходилось между моментальной катастрофой в банковской системе и долгосрочным страданием от давления ЕС. Когда положение при игре в шахматы безнадежно, лучший способ – перевернуть доску. Именно так объясняется референдум в Афинах, считает Фридман.
Евросоюз основан на двойном принципе: объединять страны, сохраняя при этом суверенитет, продолжает политолог. Греки продемонстрировали национальную волю, с помощью которой власти могли бы начать новую шахматную партию. Но Берлин ответил обратным, потребовав уступить греческий суверенитет и взять под контроль его активы.
При этом Германия – страна-экспортер, для которой очень важна европейская зона свободной торговли. Именно поэтому распад ЕС, которому способствует греческая позиция, угрожает ее национальным интересам, поясняет автор.
По оценке Фридмана, Берлин напугало, что бремя греческого долга легло бы на плечи ЕС – иными словами, на немцев. Это создало бы неприятный прецедент – если другие страны начнут выходить из еврозоны и устанавливать тариф, немецкая экономика оказалась бы в катастрофическом положении.
При этом предложение Берлина о временном выходе Греции из еврозоны было по сути бессмысленным, считает политолог. Когда позиция в переговорах безысходна, нет лучшей стратегии, чем предложить что-то неосуществимое. При отсутствии евро и неопределенности выпуска драхмы банковская система бы не восстановилась, и кредиты бы все равно остались невыплаченными.
Эксперт отметил, что официально переговоры были с Евросоюзом, но по сути – с Германией. Страна хочет возродить идею, что она – верховное и доминируюшее государство Европы и имеет право навязать свою волю другим в одностороннем порядке.
Теперь Греция столкнулась не только с жестким отношением Берлина, но и прямым управлением с его стороны. Это не только давление на новое правительство Алексиса Ципраса, но и на весь греческий электорат, которому не доверяют.
Однако такая позиция может выйти Берлину боком, полагает Фридман. Со времен Второй мировой войны остался осадок из-за действий Германии – это живо в памяти большинства европейцев. Сегодня подобное давление будет вновь восприниматься как возвращение немецкой оккупации – и такой аргумент будет использоваться в переговорах.
Выбор между бедностью и суверенитетом – ужасное положение, и оно тем хуже, что греки рискуют проиграть в обоих пунктах. К сожалению, конфликт был неизбежен – Греция не могла ужиться с немецкими требованиями, как и Германия – с греческими. Трагедия геополитической действительности состоит в том, что происходящее имеет мало отношения к тому, чего изначально хотели обе страны, заключает Фридман.
Москва, Софья Метелкина
© 2015, РИА «Новый День»