Украина – тест на обещания Евросоюза Имперские амбиции Европы приводят к ряду проблем
Стратегия постоянного расширения Евросоюза указывает на империалистические амбиции. Однако, по опыту истории, это обычно заканчивается развалом империи. Об этом пишет британский экономист Джон Кей в статье для The Financial Times (перевод NDNews).
Кей рассказал, как несколько лет назад на официальном обеде он слушал речь одного европейского политика. Спикер взывал к поддержанию европейских ценностей и подчеркнул, что их надо распространять по всему миру.
Автор статьи почувствовал замешательство, потому что подобные речи обычно исходили из уст самых неприятных деятелей мировой истории. По сути, Евросоюз, который описал тот политик, кажется империалистическим.
Во времена Британской империи пели именно о расширении границ – подобное видение сегодня у всего Евросоюза, отмечает экономист. Именно поэтому в альянс включили Италию, Испанию и Португалию. Конечно, 21 век отличается от 19-го, когда согласия на колонизацию даже не спрашивали. Однако сегодня греки чувствуют не меньшее давление, чем прежние страдальцы.
По оценке Кея, Евросоюз сделал свои границы шире, чем способен удержать. Усугубляют его проблемы два фактора – геополитическая конфронтация с Россией и испорченные отношения между внутренними экономиками. Прецедент подобного расширения был разве что во время нацистской оккупации континента в 1941-42 гг.
Поэтому украинский кризис – это тест, насколько будут выполнены обещания политической, экономической и военной поддержки в Евросоюзе, полагает автор. Так, у стран Балтии есть небезосновательные опасения насчет исполнения обязательств новых союзников.
Мало у кого возникают сомнения, что вхождение Греции в еврозону было ошибкой. И дело не только в экономике – политические учреждения страны недостаточно зрелые, чтобы сотрудничать в рамках альянса. При этом Греция – не единственная страна в ЕС, оказавшаяся в таком положении, отмечает экономист.
Обычно империи разрушались из-за слишком широких территорий – это приводило к недовольствам населения на периферии и затем к сомнению насчет самой идеи объединений. Сегодня все эти симптомы налицо в Европе, считает Кей.
Евросоюз добивался успехов за счет расширения территорий – но это происходило быстрее, чем в странах-участницах формировались соответствующие институты. Возможно, что эта амбициозная стратегия зашла сегодня слишком далеко, заключает Кей.
Москва, Софья Метелкина
© 2015, РИА «Новый День»