AMP18+

Москва

/

СМИ: Защитникам авторских прав грозят расправой

Атака недоброжелателей на только что образованный профсоюз деятелей культуры «Российское Авторское Общество» привлекает к себе все больше внимания. В среду в эфире радиопередачи «Полный контакт» известный ведущий Владимир Соловьев и гендиректор РАО Сергей Федотов расставили все точки над «i» в этой скандальной истории.

О том, что три ведущих общероссийских организации по защите авторских прав решили объединиться, стало известно в пятницу, 17 июля. Делегаты от Российского авторского общества, Всероссийской организации интеллектуальной собственности и Российского союза правообладателей собрались в Президент-отеле и объявили о создании единого профсоюза деятелей культуры, унаследовавшего название одного из основателей – «Российское Авторское Общество».

Между тем, практически сразу в СМИ появилось большое количество публикаций, направленных на дискредитацию новой организации и ее руководителя Сергея Федотова. Объединительное собрание объявлялось якобы нелегитимным, а сам Федотов выставлялся в этих материалах, по выражению Соловьева, буквально «исчадьем ада»: – «он и деньги украл, и на самолетах летает, и замок в Шотландии купил». Однотипность материалов и практически одновременное их появление в самых разных изданиях и на интернет-порталах убеждают в том, что речь идет о целенаправленной, хорошо спланированной кампании, отметил ведущий.

Чтобы разобраться в ситуации, Соловьев попросил Сергея Федотова ответить на высказанные в его адрес претензии. «А то никто из этих разоблачителей с самим разоблачаемым так и не побеседовал», – подчеркнул Соловьев. В эфире радиостанции Вести FM гендиректор РАО детально опроверг все выдвигаемые в его адрес обвинения.

Самый яркий эпизод касался наличия у него собственного замка в горах Шотландии. Однако этот объект недвижимости ценой один миллион фунтов оказался приблизительно равен по стоимости квартире в Москве. «История с замком – это немного сломанный шаблон. Ведь многие покупают дома в Испании, Болгарии... Я слышал, что депутаты любят Лазурный берег. А я купил в том месте, где климат соответствует российскому, там зимой минус 19, и это было странно воспринято. Но по деньгам это цена хорошей двухкомнатной квартиры», – пояснил Федотов.

Он рассказал также, что еще со времен обучения в институте занимается предпринимательской деятельностью, и на сегодня имеет несколько работающих бизнес-проектов. Поэтому никакого несоответствия между получаемой в РАО зарплатой в 200 тысяч рублей и недвижимостью в Британии на самом деле нет.

«У меня есть еще и доходы, которые связаны с предпринимательской деятельностью. Но, конечно, легче написать, что человек, получающий 200 тысяч рублей, покупает за миллион замок. И сразу возникает вопрос – не на деньги ли авторов он его купил? Это удобно», – отметил гендиректор РАО.

Точно так же безосновательны оказались и претензии в адрес самой организации. Так, например, в серии очевидно «заказных» статей упоминалось «абсурдное» требование РАО к организаторам гастролей рок-группы DeepPurple выплатить авторские отчисления за исполняемые коллективом песни. Такая коллизия нередко складывается и в нашей стране, и за рубежом, признал Сергей Федотов.

«У нас часто возникают проблемы с организаторами гастролей различных исполнителей. За концерты правообладателям действительно надо отчислять 5% сбора. При этом DeepPurple не являются владельцами некоторых своих песен – ранее они уже уступили права на них рекорд-компаниям, какому-нибудь лейблу. Согласно закону, организатор концертов должен отчислять эту сумму. У нас в стране сложная ситуация с авторскими правами, поэтому вскоре появились заказные статьи, что мы якобы просим DeepPurple заплатить за исполнение собственных песен. Но сами музыканты, кстати, эту ситуацию не комментировали, для них это нормальная практика», – сказал Федотов.

Обвинения Российского авторского общества в игнорировании проблемы пиратства и стремлении банально нажиться на авторских отчислениях также оказались лишены оснований. Так, в миллиард рублей, якобы ежегодно оставляемых РАО на обеспечение собственной деятельности, авторы заказных статей включили налоги, которые, разумеется, перечисляются в российский бюджет. «Мы являемся крупным налогоплательщиком, поэтому существенная часть средств, что мы как бы оставляем себе, на самом деле уходит в бюджет. Говорить, что это наши деньги, не совсем справедливо. Это манипулирование цифрами, не более того», – констатировал глава РАО.

Федотов также напомнил, что эта организация уделяет большое внимание борьбе с пиратством и еще несколько лет назад, одной из первых, поставила вопрос о борьбе с незаконным использованием авторского контента в Интернете. Не забывает Российское авторское общество и о самих авторах, став важной системообразующей организацией для отечественной культуры вообще.

«Правообладатели получили стабильный источник дохода, стали получать больше, там теперь совсем другой порядок сумм. Когда я начинал свою деятельность, финансовые показатели РАО составляли примерно 300 млн рублей. Сейчас это более 4 млрд. То есть выплаты авторам увеличились в 10 с лишним раз, – свидетельствует руководитель организации. – Большинство авторов удовлетворены нашей работой, выплаты растут. Наша система находится в стадии становления, государство курирует ее развитие. В последние годы мы добились хороших результатов, и у нас есть все шансы встать в один уровень с лучшими мировыми аналогами. Например, по объему выплат РСП под руководством Никиты Сергеевича Михалкова вышел на третье место в мире».

Сергей Федоров разъяснил и причины, в силу которых против нового профсоюза деятелей культуры и лично против него была развязана кампания по дискредитации. Оказывается, часть бывших руководителей одной из объединяющихся организаций – ВОИС – во главе с экс-министром культуры, ректором Московской консерватории Александром Соколовым не прошла в руководство нового профсоюза и сочла свои интересы ущемленными.

«Когда Соколов стал министром культуры, мы попали в поле его зрения – ведь у нашей организации по защите авторских прав уже тогда были значительные обороты. Он начал сильно на нас давить требованиями перечислять определенный процент с оборота в некие организации, которые он контролировал. Речь шла, например, о перечислении 5% с оборота РАО в фонд, где на тот момент работала его супруга. Но наши авторы сказали «нет, мы не готовы это делать, это рэкет». После этого у нас начались сложности, – рассказал Федотов. – Мы договорились, что его представители войдут в руководство ВОИС, но когда эти люди начали работать, произошла та же история – финансирование фондов… причем суммы туда отправляли довольно существенные. Как они тратились, я не знаю, но правообладатели хотели бы сами тратить деньги своей организации. Это была точка конфликта, и в новую, объединенную организацию было решено не брать эту команду. Это всего несколько человек, не очень компетентных в наших вопросах, не являющихся правообладателями. Их интерес чисто финансовый, фактически они борются за интересы фондов с которыми аффилированы».

Борьба за авторские взносы уже покинула законные рамки. Как рассказал гендиректор РАО, ему и членам его семьи в последние дни стали поступать телефонные звонки с угрозами. «Это какая-то война без правил. Им очень важно меня убрать. Есть люди, которые за всем этим стоят и этим манипулируют», – уверен Федотов.

О том, что это за люди, в эфире передачи рассказал известный блогер-расследователь Олег Лурье, недавно обнаруживший в биографии Александра Соколова неожиданные факты. Оказывается, в 2007 году, когда министр культуры еще только начинал присматриваться к сфере авторских прав, его деловым партнером стал владевший «Российским обществом по смежным правам» Ахмед Тагибов, за которым, судя по имеющимся данным, тянется криминальный шлейф: если верить этой информации, он однократно судим за изнасилования, наркотики и вымогательство.

О методах работы партнеров красноречиво говорит такой факт – в то время, пока РОСП Тагибова боролась за госакредитацию с конкурировавшей «Российской фонографической ассоциацией», главу этой последней Вадима Ботнарюка забили до смерти неизвестные. Так что у господина Федотову, вероятно, имеются все основания всерьез отнестись к прозвучавшим анонимным угрозам по телефону.

Есть в расследовании Лурье и другие любопытные факты. Так, например, в апреле этого года Соколов и его давний сотрудник Геннадий Вязовик попытались осуществить рейдерский захват ВОИС. Для этого на специальной конференции из Совета ВОИС вывели таких известных и независимых деятелей культуры, как Андрей Дементьев, Николай Расторгуев, Денис Мацуев и Дмитрий Маликов. На их места в Совет пришли педагоги Московской консерватории им. П.И.Чайковского, лояльные ректору – Александру Соколову. По данным Лурье, Совет ВОИС контролирует финансовые потоки, которые Соколов и его команда намеревались перенаправить в аффилированные некоммерческие фонды. Но большинство членов организации не признали результатов нелегитимной конференции, и план Соколова сорвался.

Теряющий один источник средств за другим, бывший министр, по всей видимости, решил пойти ва-банк и организовал серию заказных публикаций против бывших коллег. Он также провел пресс-конференцию, на которой огласил пришедшим журналистам те самые нападки, которые так убедительно опроверг в студии Сергей Федотов.

Таким образом страсти, кипящие в сфере защиты авторских прав, на самом деле имеют под собой обычную финансовую подоплеку. И можно только пожелать дальнейших успехов реальным борцам за интересы правообладателей, приближающих нашу страну к цивилизованным моделям решения спорных вопросов в этой области.

Москва, Екатерина Попова

© 2015, РИА «Новый День»

В рубриках

Москва, Центр России, Культура, Россия, Скандалы и происшествия, Экономика,