Япония начинает активную борьбу за Центральную Азию Токио интересует доступ к энергоресурсам
Япония стремится укрепить свои экономические позиции за счет центральноазиатских рынков. При этом ее интересует не геополитическая борьба с Россией и Китаем, а доступ к энергоресурсам. Об этом пишет газета The Diplomat (перевод NDNews).
Японские чиновники заявили на прошлой неделе, что премьер-министр Японии Синдзо Абэ посетит пять стран Центральной Азии в октябре. Цель визита – укрепить экономические связи с энергетически богатыми регионами. Это – один из показателей, что Япония уделяет много внимания Центральной Азии, полагает газета. Токио уже давно сотрудничает со странами этого региона, например, с Узбекистаном. Также возросли японские инвестиции в газовую промышленность и каспийские морские порты Туркменистана. Не менее тесное сотрудничество с Казахстаном – к 2014 году у государств было уже 70 совместных энергетических предприятий.
Расширение «дипломатического заигрывания» Японии может объясняться двумя причинами, считает The Diplomat. Во-первых, страна может составить конкуренцию Китаю. Если так, то это будет формой косвенной помощи России, чье традиционное влияние в Евразии столкнулось с серьезным вызовом со стороны экономического присутствия Пекина в регионах Центральной Азии.
Но это сомнительное объяснение, считает издание. Недавние события показывают, что Япония стремится создать мультиполярную Центральную Азию. Хотя оптимизм по поводу возможной оттепели между Россией и Японией возрос, вопрос о Курильских островах показывает, что любое восстановление отношений Токио и Москвы имеет свои пределы. То, что Япония выделила 300 млн долларов Украине, отчетливо демонстрирует ее отношение к России.
Более внятное объяснение состоит в том, что у самой Японии есть интересы в Центральной Азии, подчеркивает газета. Причем их следует рассматривать вне общего геополитического контекста, потому что Россия и Китай для Японии являются соперниками. Токио важно увеличить инвестиции в азиатские энергетические рынки и не дать «Шелковому пути» монополизировать контроль над портами региона.
По оценке The Diplomat, сближение Японии с центральноазиатскими странами началось с саммита 2004 года в Астане. Уже тогда стало понятно, что Токио заинтересовался энергетическими ресурсами региона намного раньше, чем Владимир Путин вступил в конфронтацию с Западом, а Китай воодушевился идеей «Шелкового пути». Интересы Японии – вне сферы геополитики, утверждает газета.
Но при этом важно, что Японии важны не только энергетические ресурсы. Страна старается уменьшить гигантскую пропасть между собственными демократическими ценностями и авторитарной моделью Центральной Азии, чтобы достичь более серьезных целей. Поэтому обсуждаются вопросы гуманитарных и культурных проблем, инвестиций и даже вопросы о нераспространении ядерного вооружения (это оказалось общей темой с Казахстаном).
Соответственно, Токио рассчитывает на долгосрочное сотрудничество – об этом свидетельствуют инвестиции в инфраструктуру, химические предприятия, производство жидкого газа и пр.
Конечно, Япония неспособна финансово конкурировать с проектом «Шелкового пути», в рамках которого планируется вложить 240 млрд долларов в портовую инфраструктуру Азии. Тем не менее, Токио заранее подстраховался, чтобы не потерять азиатские рынки, отмечает The Diplomat.
Москва, Софья Метелкина
© 2015, РИА «Новый День»