Минкомсвязи не понимает авторские права
Минкульт РФ выступил против идеи Минконсвязи об отмене коллективного бездоговорного управления авторскими правами. В ведомстве Владимира Мединского считают, что в случае реализации такой инициативы могут серьезно пострадать интересы как авторов произведений, так и потребителей. Эту позицию поддержал и знаменитый джазовый пианист Даниил Крамер, пишут «Ведомости».
Культурное ведомство аргументировало свою позицию вполне логично: правообладатели перестанут получать причитающееся им вознаграждение из-за невозможности самостоятельно проконтролировать использование своих произведений в России и за рубежом (на ТВ, радиостанциях, в ресторанах, кинотеатрах и др.). От этой инициативы пострадают и вещатели. Им придется заключать сотни лицензионных договоров с большим количеством организаций (сейчас заключаются договоры с двумя организациями: по авторским правам и по смежным правам), при этом каждая организация будет диктовать свои условия и размеры вознаграждения. Особенно пострадают радиостанции: их репертуар будет строго ограничен произведениями, на которые имеются лицензионные договоры.
Гендиректор Российского авторского общества (РАО) Сергей Федотов передал «Ведомостям», что также не согласен с позицией Минкомсвязи. Работающая в России система защиты авторских и смежных прав не уникальна, однако такие же модели успешно действуют в разных странах мира, в том числе в России.
«Я убежден, что именно такая система лучше всего защищает интересы авторов в нашей стране. Договорная система тоже кое-где работает, но она не является панацеей. Но полный переход к договорной системе, который предлагает Минкомсвязи, по сути, возвращает авторов к ситуации хаоса 1990-х гг., когда в стране действовали сотни авторских обществ, многие из которых находились под контролем криминалитета, – продолжает Федотов. – Бывали ситуации, когда такие организации просто «испарялись» вместе с деньгами авторов».
«Кроме того, если таких организаций будет много, это приведет к тарифному демпингу и к понижению гонораров авторов. Да и государственный контроль за большим количеством таких обществ будет затруднен», – считает гендиректор РАО.
При этом, как сказал Федотов, РАО открыто для любых инициатив, направленных на повышение прозрачности работы общества. «Существующие сейчас общества по коллективному управлению правами не единственные, кто может подавать заявку на получение госаккредитации. Если есть желание, экспертиза и понимание рынка у других организаций, им никто не имеет права запретить участвовать в конкурентной борьбе за госаккредитацию», – подчеркнул он.
Джазовый пианист Даниил Крамер, комментируя ситуацию с защитой своих авторских прав, отметил, что он вполне удовлетворен нынешней системой и у него нет претензий к РАО с точки зрения выплаты авторских отчислений.
«Я регулярно получаю гонорары, они не исчисляются десятками рублей и вполне соответствуют моим ожиданиям. Если какие-то авторы недовольны тем, сколько им платят, то им стоит обратиться в РАО», – сказал Крамер.
Он также поддержал позицию Федотова и Минкульта. «Законодательное регулирование деятельности таких организаций, как РАО, необходимо, но это не значит, что надо полностью отменять бездоговорное управление: ведь есть артисты, у которых нет времени заключать со всеми отдельные договоры, и их текущая система управления правами вполне устраивает. А переход только на договорное управление приведет к полному хаосу, как это было в 1990-е гг», – резюмировал Крамер.
Москва, Анастасия Смирнова
© 2015, РИА «Новый День»