Эксперт: Американская политика сдерживания никогда и не прекращалась При обострении украинского конфликта США ударят по всем российским сферам влияния
Американская политика сдерживания никогда не прекращалась – сегодня это заводит в тупик диалог Москвы с Западом. При обострении украинского конфликта США будут «бить» по всем сферам российского влияния. Об этом пишет аналитик компании Stratfor Евгений Чаусовский (перевод NDNews).
В 1946 году в начале «Холодной войны» американский дипломат Джордж Кеннан отправил в Вашингтон «длинную телеграмму», в которой подчеркнул невозможность сотрудничества с СССР. Главная идея стратегии Кеннана – сопротивление России необходимо «всегда и везде, когда появляется риск расширения влияния».
Спустя 70 лет многое поменялось – в России больше нет коммунистической идеологии. Но в то же время некоторые вещи остались неизменными – это противостояние Москвы и Вашингтона, формирование конкурирующих военных блоков, гонка вооружений, отметил эксперт.
По оценке Чаусовского, на самом деле политика сдерживания никогда и не прекращалась – Вашингтон лишь дал ей передышку в период с 1990-х до 2000-х гг., когда Россия и так была ослаблена. Сегодня же украинский кризис и порожденные им эффекты доказывают, что принципы Кеннана живы.
Аналитик считает, что киевский Евромайдан в феврале 2014 года был организован из опасений, что позиции России слишком сильны на Украине. Западные санкции свидетельствуют о том, что политическое сдерживание дополнилось компонентами экономики и безопасности.
При этом политика сдерживания по отношению к Москве распространяется и за пределы Украины. Об этом свидетельствует наращивание военного присутствия в Центральной и Восточной Европе, в прибалтийских странах. Особенное внимание Пентагон уделяет Эстонии, Латвии и Литве из-за их небольшого размера, близкой расположения к России и большой доли русскоязычного населения.
Более тонкую стратегию Вашингтон применяет в отношении Молдавии и Белоруссии, считает эксперт. В случае с Кишиневом попытки пока неудачны, потому что его политическая система четко разделена на прозападную и пророссийскую сторону.
С Минском, экономически и военно связанным с Москвой, американцам работать еще сложнее. Тем не менее, Вашингтон и там спонсирует оппозиционные группировки. В этой ситуации президент Белоруссии Александр Лукашенко всеми силами демонстрирует посредничество в украинских переговорах между российским и западным мирами, предпочитая такой путь «слепой лояльности» Кремлю.
В то же время США не забывают о Кавказе. Так, американская стратегия обещаний интеграции с ЕС в Грузии была более агрессивной, чем на Украине и в Молдове. Азербайджан привлекателен для Запада за счет большого запаса энергоресурсов – Европа серьезно рассматривает Баку как альтернативного поставщика. К тому же США используют в своих интересах конфликт в Нагорном Карабахе.
Самая сложная стратегия Запада – в Центральной Азии, полагает автор. В регионе нет откровенно прозапападных государств, и во многих азиатских странах остается российское военное присутствие. Тем не менее, Вашингтон участвует в операциях по борьбе с наркотрафиком, а также организует антитеррористические тренинги в Кыргызстане и Таджикистане. Помимо прочего, США пытались привлечь Туркменистан к участию в проекте строительства транскаспийского газопровода, а Казахстан и Узбекистан рассматриваются как возможные участники проекта.
В нынешней ситуации политика сдерживания применяется многосторонне и свидетельствует о тупике в диалоге России и Запада – в настоящее время нет признаков его разрешения. Если произойдет обострение ситуации на Украине, и Москва будет в этом участвовать, США наверняка расширят действие экономических и военных рычагов по всем вышеперечисленным регионам, считает аналитик.
Конечно, Вашингтон больше не занимается борьбой с коммунизмом. Но геополитический императив американской политики сдерживания призван ограничивать российское влияние за рубежом – это актуально на сегодняшний день и в далеком будущем, заключил Чаусовский.
Москва, Софья Метелкина
© 2015, РИА «Новый День»