AMP18+

Москва

/

Эффект девальвации эмбарго: тратим на импортные продукты столько же, но покупаем меньше

Население России тратит на импортные продукты столько же, сколько до санкций и девальвации рубля, но фактически покупает зарубежные товары в меньшем количестве. Об этом пишет газета «Ведомости».

Импорт продовольствия в Россию в валютном выражении снизился примерно на 40% по сравнению с 2014 годом. Однако в рублевом выражении импорт не только не упал, но и вырос на 1% за первое полугодие 2015 года. Как пояснила директор центра агропродовольственной политики РАНХиГС Наталья Шагойда, это означает, что население тратит на импортные продукты столько же, сколько и годом ранее, но покупает в меньшем количестве.

В мониторинге, выпускаемом РАНХиГС и Институтом Гайдара, отмечается, что в целом доля импортного продовольствия в розничном товарообороте почти не изменилась – 12,3% в 2014 году и 11,4% в первой половине 2015. Исключение составили только молочные продукты, импорт которых снизился как в долларах, так и в рублях.

Цифры показывают, что поставки из ЕС и Норвегии упали с $6,8 млрд до $0,4 млрд (в долевом отношении – с 31%до 2,7%), из Бразилии – выросли с $1,9 млрд до $2,1 млрд (доля – с 8,8% до 15,8%), Белоруссия нарастила долю с 12,6% до 19,7%, но в денежном выражении произошло незначительное сокращение с $2,77 млрд до $2,61 млрд.

Среди заметных изменений – география поставок «санкционных» товаров, но и это не сделало импортные продукты дешевле – после введения эмбарго и из-за резкого сокращения поставок долларовые цены на импорт мяса и рыбы выросли на 10-20%, а также на фрукты и овощи.

Согласно данным Института Гайдара, неизменность долларовых цен при двукратном падении рубля означает, что рост рублевых затрат на импорт перенесен в розничные цены не только напрямую, но и за счет удорожания производства продуктов, в составе которых есть импортные компоненты.

По оценке Шагойда, введение антисанкций и падение курса рубля существенно повлияли на продовольственные цены – основные продукты подорожали на 8-40%.

В то же время сельское хозяйство и пищевая промышленность – единственные отрасли, где сокращение импорта сопровождается ростом или хотя бы стагнацией производства, отмечается в мониторинге. По оценке экспертов РАНХиГС, российские экспортеры прочно встроены в мировые цепочки добавленной стоимости – поэтому выигрыш, полученный в результате девальвации, оборачивается проигрышем при импортных закупках компонентов, необходимых для производства.

Москва, Софья Метелкина

© 2015, РИА «Новый День»

В рубриках / Метки

Москва, Центр России, Россия, Экономика, продуктовое эмбарго, Рост цен, Финансовый кризис,