Stratfor: Турция села на российскую «газовую иглу» Конфронтация с Москвой принесет Анкаре «огромную экономическую боль»
Конфронтация с Россией принесет Анкаре «огромную экономическую боль». Даже если президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган найдет альтернативных газовых поставщиков, это не компенсирует объемы российских поставок. Об этом пишет вице-президент аналитического отдела компании Stratfor Рева Бхалла (перевод NDNews).
Потеря Анкарой России как основного энергопоставщика – настоящий экономический удар по Турции, полагает аналитик. Если альтернативные источники нефти, угля и пшеницы Анкара сможет найти, то быстрой и надежной замены газовым поставкам из РФ нет. Дело, в первую очередь, в количестве – российская доля газа в Турции составляет около 55%.
Главная проблема, с которой столкнется Эрдоган – невозможность быстро принять решения по энергетическим вопросам. Сегодня у Турции есть два терминала со сжиженным газом – в Мармара Эреглиси и Алиаге, однако их объем ограничен – нужны инвестиции и долгие годы, чтобы создать инфраструктуру.
В связи с этим единственный выход Турции – искать альтернативных поставщиков. Однако и здесь Анкара сталкивается с рядом проблем. Увеличение поставок из Ирана займет продолжительный период, поскольку Тегеран только начинает восстанавливать энергетический сектор после длительных санкций. Кроме того, Иран представляет еще большую конкуренцию на Ближнем Востоке, чем Россия, в связи с чем такое сотрудничество остается под вопросом.
Наиболее удобный для Анкары поставщик газа – Азербайджан. С 2019 года Баку готовится поставлять 6 млрд кубометров «голубого топлива» в Турцию по Трансанатолийскому газопроводу (TANAP). По оценке Бхаллы, это позволит Анкаре снять газовую зависимость от России лишь на 12% – то есть, даже в таком случае Турции придется искать дополнительные альтернативные источники газа. При этом Кремль, обеспокоенный энергетическим сближением Азербайджана и Турции, проводит дипломатические маневры по вопросам Нагорного Карабаха, чтобы не допустить их тесное сотрудничество.
По оценке аналитика, несмотря на гневную риторику, президенты Турции и РФ осознают взаимозависимость. Анкара энергетически зависит от Москвы, а России, в свою очередь, жизненно необходим свободный проход торговых и военных судов через Босфор и Данданеллы.
Сегодня российско-турецкая конфронтация возобновилась не в результате желания лидеров стран, а из-за самой геополитической обстановки, полагает Бхалла. Путин и Эрдоган – наследники двух исторических империй, которые пережили несколько войн в период с 17 по 19 века. Теперь лидеры государств вынуждены вновь столкнуться лбами.
При этом у нынешнего конфликта было несколько предвестников. В первую очередь, война в Грузии, когда Турция пропустила американские корабли в Черное море, что вызвало сильное напряжение в Москве. Во-вторых, крымские события – Анкара была недовольна усилением влияния России в черноморском регионе. Теперь Москва без участия Киева способна контролировать военно-морскую базу в Севастополе и способна противостоять турецким силам.
Красной чертой стало российское участие в Сирии. В приоритетах правящей турецкой «Партии справедливости и развития» – экспансия Ближнего Востока. Защита Москвой алавитов прямо противоречит целям Анкары, которые состоят в расширении влияния в Алеппо, контроле над курдскими сепаратистами и замене президента Башара Асада на более дружелюбного для турков правителя.
В то же время, как считает аналитик, Сирия представляет «периферийный интерес» для русских, как Украина для турок. Но чем больше участников на сирийской территории, тем более вероятно столкновение Москвы и Анкары.
По оценке эксперта, пролив Босфор и Дарданеллы – мощный рычаг, который Турция может использовать против Кремля. Но и сама Анкара не может так просто разорвать отношения с Россией – она второй по счету покупатель ее газа, ключевой импортер нефти и металлов, а также пшеницы и подсолнечного масла.
Возможно, президент РФ Владимир Путин драматизировал, сказав 3 декабря в обращении к Федеральному собранию, что «Аллах решил наказать правящую клику в Турции». Тем не менее, за его шоком и опасениями стоит твердая геополитическая истина: Россия понимает важность союзничества с Анкарой в условиях, когда происходит столкновение с крупнейшими государствами Запада.
Пока Турция не собирается закрывать проливы, а Россия не планирует отключать газовый поток. Тем не менее, в условиях конфронтации с Москвой Анкаре следует серьезно задуматься о собственной энергетической безопасности.
Москва, Анна Федорова
© 2015, РИА «Новый День»