AMP18+

Москва

/

На нефтяные цены надавила геополитика Нефтедобывающим странам придется «мучительно» договариваться, чтобы остановить обвал

Существует вероятность, что в конце 2016 и в 2017 годах рынок нефти найдет баланс, но это станет «мучительным» периодом переговоров и взаимных уступок стран-поставщиков, поскольку низкие цены на «черное золото» оказывают на них и глобальную энергетику разрушительное воздействие. Такое мнение высказал писатель, заместитель главы компании IHS Даниел Ергин в статье для британского издания The Financial Times (перевод NDNews).

По его мнению, сегодня главными факторами, определяющими падение цен на «черное золото», стали геополитика и геоэкономика. Последнее тревожное событие для рынка – возвращение в игру Ирана, освобожденного от санкций. Все страны-экспортеры энергоресурсов опасаются, что иранская нефть заполонит и без того перенасыщенный рынок, причем в тяжелые времена «максимальной сезонной слабости» и роста геополитического давления.

По оценке Ергина, нынешнее падение цен напоминает обвал в 2003-м году. Однако тогда ситуация была иной – это произошло накануне резкого взлета стоимости энрегоресурсов, вызванного экономическим подъемом Китая. Однако сегодня уже нет того Китая с годовым 10-процентным ростом ВВП, обратил внимание Ергин. Вопрос в том, наблюдаем ли мы сегодня переход КНР с промышленной на потребительскую и ориентированную на сферу услуг экономику, или здесь заложены более глубокие структурные проблемы.

По мнению эксперта, слабеющая мировая экономика повлечет за собой снижение спроса на нефть на фоне роста объемов ее добычи. Некоторые даже высказывают опасение, что хранилищ для огромных запасов «черного золота» может оказаться недостаточно. При этом дополнительное давление на нефтяные цены оказывает укрепляющийся доллар.

Ергин напомнил, что в 1986 и 1998 году падение цен закончилось благодаря тому, что экспортеры договорились совместно сократить производство. Но на этот раз против быстрого урегулирования ситуации работает геополитика. Саудовская Аравия и другие страны Персидского залива полагают, что Иран стремится стать доминирующей ближневосточной державой, а снятие санкций с Тегерана усиливает его политические позиции. В связи с этим страны Залива опасаются, что ситуация может обернуться разрядкой американо-иранских отношений. Но то, чего они действительно боятся – сокращения собственной нефтедобычи, считает эксперт.

Ергин отметил, что низкие цены оказывают разрушительное влияние на глобальную энергетику – во всех нефтедобывающих странах новые проекты «заморожены», отложены или вообще отменены, что скажется на доступности поставок через 2-3 года.

В таких условиях есть вероятность, что в конце 2016 и в 2017 годах рынок найдет баланс, но это будет «мучительным» периодом. Воздействие ценового краха может быть столь разрушительным, что даже отказавшиеся от сокращения объемов производства нефти страны, включая Россию и Иран, пойдут на соглашение с государствами Персидского Залива.

При этом в качестве контраргумента пессимистам Эргин привел тот факт, что США уже сокращают добычу сланцевого сырья, что положительно скажется на нефтяных ценах. Кроме того, есть плюсы и в официальном возвращении Ирана. Если раньше участники рынка пребывали в тревожной неуверенности, то теперь вопрос ставится предельно четко – сколько именно нефти начнет поставлять Иран. Если Тегеран пойдет навстречу и не станет слишком резко наращивать объемы, то появится возможность смягчить унылые перспективы, считает Ергин.

В этой ситуации вектор динамики нефтяных цен, а также будущее изменчивых мировых финансовых рынков, зависит от геополитических договоренностей, заключил эксперт.

Лондон, Анна Федорова

© 2016, РИА «Новый День»

В рубриках / Метки

Москва, Центр России, В мире, Политика, Россия, Финансы, Экономика, Нефть и газ, Цены на нефть,