Кризис даст «социальный эффект» в ближайшие 4 года Предприятия поверили, что это не разовый сбой из-за девальвации рубля, нефти, санкции и прочей чертовщины, – считают эксперты
Нынешний экономический кризис в России приобрел затяжной характер. По оценке экономических экспертов, если ситуация не изменится, эффект проявится в ближайшие 4 года в виде роста социальной напряженности.
Директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев считает, что раз кризис структурный, то и решения должны быть соответствующие – «заткнуть дыры деньгами» в этот раз не удастся. «В кризис мы вошли бы и без санкций – а вот выйти из кризиса с санкциями, получится или нет – это большой вопрос. Быстро эти перекосы исправить не удастся – кризис имеет затяжной характер… В 2009 году не успели испугаться, упали, подскочили – кризис прошел. Сейчас такого не получится», – », – отметил он, выступая накануне на пресс-конференции в Москве.
По оценке Николаева, в первую очередь нужно снизить налоги, а в некоторых случаях и вовсе отменить на кризисное время. «У нас налоговая нагрузка растет в тот момент, когда она категорически не должна расти», – констатировал эксперт.
Николаев также добавил, что в первую очередь стимулировать нужно малый и «микро-бизнес» и снять с него налоги. Кроме того, государству следует пересмотреть бюджетные приоритеты, и вместо затрат на оборону заняться, например, вопросами пенсионного фонда, считает он.
Первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по экономической политике Сергей Калашников также обратил внимание на проблемы, связанные с предпринимательством, о защите которого твердят в правительстве РФ. По словам сенатора, хуже всего на экономику влияет «постоянная лихорадка» малого бизнеса. Как считает сенатор, во время системного кризиса российских бизнесменов надо оставить в покое на 10 лет.
По мнению руководителя направления «Макроэкономика и финансы» Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Дмитрия Белоусова, хотя западные санкции отчасти могут дать толчок к развитию, экономический кризис все же существенным и негативным образом отразился на ситуации в стране. Среди основных проблем нынешних потрясений он выделил тяжелое положение домохозяйств, слабый эффект от импортозамещения и недостаточное использование мощностей производства.
По его словам, самым волнующим фактором является то, что систематически снижается зарплата и увольняется персонал, в том числе на промышленных предприятиях. «То, что у нас начинается снижение занятости, означает, что предприятия поверили, что это кризис, а не разовый сбой из-за девальвации рубля, нефти, санкции и прочей чертовщины, что это затяжной процесс… Это означает, что в кризис мы, похоже, влетели всерьез», – констатировал Белоусов.
Он также обратил внимание на такой тревожный факт, что оборот по продовольствию падает «существенно быстрее», чем по непродовольственным товарам. «Такая картина может свидетельствовать о том, что у нас формируется обособленный, но масштабный слой массовой бедности, когда весомая часть населения уже начинает экономить на продовольствии», – сказал Белоусов.
Эксперт напомнил, что, согласно опросам ВЦИОМа, увеличилась группа тех граждан, которым хватает только на еду и которым вообще не нее не хватает. «Да, у ВЦИОМа, скорее всего, слишком высокие доли бедных, но доля эта постоянна. Динамика очень плохая», – считает Белоусов.
Замдиректора Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв со свой стороны также обратил внимание на пугающую динамику падения спроса и доходов населения.
«Важнейшая динамика – потребительский спрос, – исчезла. По мере восстановления экономики рост доходов населения и потребительского спроса произойдет в последнюю очередь, после того, как возникнут доходы у всех субъектов экономики и выровняется ситуация», – считает он.
Рассчитывать на существенный рост объемов производства и экспорта сырьевых ресурсов сейчас не приходится – соответственно, на фоне падения нефтяных цен экспортных доходов станет меньше, отметил эксперт.
Широв считает, что снижение экономической активности даст «социальный эффект» в ближайшие годы. «Это повлияет на уровень жизни в перспективе 1-4 лет. Если снижение доходов продолжится, то социальная напряженность так или иначе возникнет», – заключил эксперт.
Москва, Софья Метелкина
© 2016, РИА «Новый День»