AMP18+

Москва

/

Глазьев: Спекулянты готовы подключиться к приватизации За полтора года они заработали на манипуляциях с курсом рубля порядка $50 млрд

Объявленные российским руководством масштабные планы по приватизации государственных активов привлекут спекулянтов, которые за последние полтора года «заработали» на манипуляциях с курсом рубля порядка $50 млрд и готовы их инвестировать. Как считает советник президента РФ Сергей Глазьев, продавать госимущество, чтобы только залатать бюджетные дыры – недальновидная позиция временщиков.

В интервью «Газете.Ru» экономист отметил, что крупные спекулянты договорились о возврате к принятой ранее программе приватизации госактивов. При этом они говорят, что сначала надо провести санацию неэффективных компаний и банков с помощью бюджета, убрать убытки при помощи государства, а потом можно и в приватизации поучаствовать.

При этом Глазьев выразил надежду, что компетентные органы проверят, откуда взялись деньги у новых приватизаторов. «Чистота и легальность капитала при приватизации госсобственности – незыблемое правило во всех цивилизованных странах. Это делается для того, чтобы приватизация не использовалась для отмывания незаконно полученных доходов», – отметил помощник президента РФ.

В то же время Глазьев отметил, что принципы новой волны приватизации, которые озвучил президент РФ Владимир Путин: публичность, исключение госкредитов и оффшоров – могут позволить провести продажу госактивов эффективно. «Если приватизацию действительно получится провести на названных президентом принципах, то она может быть эффективной», – сказал он.

По оценке Глазьева, доходы от приватизации плохо подходят для финансирования текущих обязательств бюджета, потому что они зависят от рыночной конъюнктуры, носят нерегулярный характер и являются разовыми.

«Для финансирования дефицита госбюджета все страны мира прибегают к госзаимствованиям, источником финансирования которых обычно является кредитная эмиссия. К примеру, более 90% эмиссии долларов ФРС осуществляет под приобретение обязательств казначейства; эмиссия евро ведется под приобретение долговых обязательств государств ЕС; иены – под обязательства государственных институтов. Доходы же от приватизации стараются тратить на стимулирование инвестиционной и инновационной активности. Продать ликвидные активы сейчас, для того чтобы заткнуть дефицит бюджета, а потом авось как-нибудь перебьемся – это недальновидная позиция временщиков», – сказал Глазьев.

Экономист считает, что самое главное – системность и ответственность в управлении государственными активами. «Если управление и дальше будет хаотичным и безответственным, то приватизация будет направляться частными интересами лоббистов, желающих нажиться на присвоении наиболее лакомых кусочков, и ничего хорошего не получится», – констатировал Глазьев.

По его словам, если использовать системный поход, доходы от приватизации могут стать источником средств для инвестиций и развития отечественной экономики.

«Мы должны разделить госбюджет – на текущий бюджет и бюджет развития. Это было сделано Евгением Примаковым весьма успешно. И в Бюджетном кодексе появился большой раздел: бюджет развития. Впоследствии по инициативе Алексея Кудрина бюджет развития был ликвидирован, и вместо него мы получили Стабилизационный фонд, который потом был разделен на две части. Деньги Стабфонда де-факто вкладывались не в развитие экономики, а в субсидирование американского бюджета…В государственные обязательства США и других стран – членов НАТО, которые используют эти деньги в том числе на агрессию против нас же», – обратил внимание экономист.

По мнению Глазьева, все доходы бюджета, которые носят конъюнктурный характер, включая доходы от приватизации, нужно тратить на развитие экономики через бюджет развития. «В этот же бюджет развития необходимо завести все инвестиционные программы. Тогда мы будем понимать, что мы финансируем инвестиции в том числе за счет получения доходов от государственного имущества. Мы должны замкнуть этот контур. Государство должно заниматься поддержкой инвестиций и инноваций, развитием инфраструктуры за счет тех доходов, которые получает от государственного имущества. И эта система должна работать исходя из принципов максимизации эффективности. Наше государство столь богато своими ресурсами, что за счет только недропользования можно наполнить бюджет развития. А сегодня эти доходы растекаются по сырьевым отраслям, по нефтяным компаниям, по карманам…» – подчеркнул Глазьев.

В качестве успешного примера приватизации он привел опыт Великобритании времен Маргарет Тэтчер. «Там были приватизированы некоторые из базовых отраслей экономики, исходя из долгосрочных планов их развития. При этом государство получило большие деньги, а новые собственники не только вложили немалые средства в модернизацию и развитие этих отраслей, но затем еще заплатили налог на прирост капитала. То есть опыт приватизации в Англии, в Европе в целом, в рамках создания европейского экономического чуда, очень поучителен. Можно найти много позитивных примеров, когда отрасли, которые государство восстановило после войны, на новой технологической основе, затем были проданы с выгодой для государства и с четким пониманием того, что новые собственники будут инвестировать в развитие этих предприятий», – отметил Глазьев.

Сравнивая этот европейский опыт с российской приватизацией 1990-х, эксперт отметил, что инвестпланы в ПФ выполнены не были, но предприятия все равно остались в руках новых владельцев.

«В России приватизация проходила на основе инвестиционных конкурсов, но кто проверял потом, выполнены ли обязательства? В большинстве случаев инвестпланы выполнены не были. При этом собственность у новых владельцев никто не отобрал. Такого не должно повториться», – подчеркнул Глазьев и напомнил, что приватизация в 90-х обернулась для страны экономической катастрофой, а для власти – госпереворотом, который зафиксировал криминализацию российского общества и формирование криминально-олигархической диктатуры, которую можно назвать «какократией» – властью худших.

«Дееспособность государственной власти (тогда) резко снизилась, государство обанкротилось, страна оказалась на грани окончательного краха. И только с приходом на пост президента Владимира Владимировича Путина государство восстановило структуру управления», – напомнил Глазьев.

Москва, Анастасия Смирнова

© 2016, РИА «Новый День»

В рубриках / Метки

Москва, Центр России, Политика, Россия, Финансы, Экономика, Глазьев Сергей, Новая приватизация, правительство РФ,